Борьба за информационное окно в мир
Борьба за информационное окно в мир
Борьба за информационное окно в мир
Сергей Рублев
Интернет-браузер стал неотъемлемым атрибутом любого компьютера, и многие хотят видеть на браузере свой логотип.
2004 год ознаменовался многими интересными событиями на компьютерном рынке, но одним из самых главных, а то и самым главным итогом года можно считать возвращение подзабытого явления — так называемых браузерных войн».
Войны эти ведутся со времени появления Интернета в его современном понимани, а в современном понимании это прежде всего World Wide Web, она же WWW. Это надстройка над «базовым» Интернетом, которая, собственно, и превратила его в международную коммуникационную среду, объединившую человечество. Она позволяла не просто обмениваться сообщениями или файлами, но и «публиковать» в Сети иллюстрированные документы (на сервере), с которыми может ознакомиться в режиме реального времени любой желающий, обратившийся к серверу с помощью программы-«клиента» (связка «клиент-сервер» — одна из основ строения Сети).
Примерно до 1994 года, пока Интернет еще оставался во многом игрушкой для «полуненормальных компьютерщиков» (они любят называть себя «гиками» (geeks)) создание клиентских программ для чтения WWW-документов было в основном очередным упражнением для программистов, изучавших возможности публичных сетей и пути их использования. Однако когда стало ясно, что Интернет вырвался из стен американских вузов и НИИ окончательно и стремительно прокладывает дорогу в массы, наиболее дальновидные стратеги поняли — WWW-клиент — это системообразующий компонент, способный формировать потребительский рынок и влиять на него. Ведь речь идет об инструменте для каждого, о том, без чего не мыслим любой обывательский дом, в котором хозяева решили организовать интернет-доступ.
Первый WWW-клиент, открывший, собственно, всем глаза на ситуацию, назывался Mosaic и являлся разработкой Национального центра США по использованию суперкомпьютеров (NCSA) при Университете штата Иллинойс. Ученые-энтузиасты, решившие разработать «народную» версию этой специализированной программы, образовали в 1994 году компанию Netscape Communications Corporation, которая к концу года представила разработанный на базе Mosaic WWW-клиент Netscape, являвшийся первым ориентированным на публику продуктом такого рода. Этот вид программ получил название «браузер» (browser, от английского browse — перелистывать).
Netscape открыл пользователям все активнее покупаемых публикой компьютеров новые горизонты в области постижения этого мира, а заодно слово Netscape прочно засело в мозгах людей, имевших дело с WWW. Оно стало брендом, «раскрученным» и «узнаваемым», и немедленно вызвало зависть со стороны всепроникающей корпорации Microsoft, которая питает историческую слабость к брендовости, узнаваемости и другим технологиям управления массовым сознанием.
В 1995 году Microsoft принялась за разработку своего браузера, за основу которого тоже взяла программу Mosaic. Однако усилия ее оставались не особо заметны, так как Netscape всех устраивал, и особой необходимости в программе, которая делает то же самое, не возникало. Тем не менее, к 1996 году браузер, получивший название Internet Explorer, был вполне работоспособным, и стараниями поклонников Microsoft его третья версия заняла какую-то незначительную часть начавшего формироваться «браузерного рынка».
Далее стало ясно, что рынок разрастается, и умелые маркетологи из Редмонда (пригород Сиэтла, где базируется Microsoft) прекрасно понимали, что предоставляющиеся шансы упускать нельзя. В Netscape испытывали головокружение от успехов и почивали на лаврах — ведь Netscape был платным и приносил довольно неплохую прибыль. Глава Netscape и один из авторов Mosaic Марк Андрессен стал символом «эпохи доткомов» — не по годам богатым компьютерным менеджером, нет-нет, да и украшавшим страницы глянцевых и деловых журналов. Программисты Netscape занимались доведением своего продукта «до ума» и внедрением в него новых функций — по мере роста Сети стремительно росло количество идей о том, как ее можно применять. Интернет-страницы обретали все больше возможностей — они давно уже не являлись простой совокупностью «плоского» текста и картинок, а могли содержать разные виды форматирования, графики, анимацию, звук, поддерживать различные динамические и интерактивные технологии. Технологии эти разрабатывались и совершенствовались разными людьми, и создатели браузеров стремились идти с ними в ногу, постоянно «осовременивая» Интернет по мере увеличения его населения.
Однако Netscape все же оставалась не очень большой частной компанией, сосредоточенной на производстве одного главного продукта и встраиванием в него все новых компонентов, а Microsoft, в свою очередь, продолжала быть одной из крупнейших в мире транснациональных корпораций, имевшей к тому же при себе козырный туз — ее операционные системы были установлены на подавляющем большинстве компьютеров мира. Microsoft не просто подключила лучших разработчиков для создания кода, но и начала придумывать маркетинговые ходы, призванные добиться как можно большего распространения своего продукта. А в деле маркетинга, Microsoft, понятное дело, собаку съела. Специалисты корпорации сразу поняли, что за браузер деньги брать нельзя. Microsoft могла это себе позволить. Она могла позволить себе и большее — встроить браузер в операционную систему, чтобы слово «Интернет» вызывало однозначную ассоциацию со словом «Microsoft».
И эта ставка успешно сыграла — в 1997 году растущий Интернет стал ареной сражения Netscape и MSIE (MicroSoft Internet Explorer) уже на равных. В течение года вышли версии «нового поколения» Netscape 4 и MSIE 4, которые стали по-настоящему массовыми. Изначально доля MSIE была невелика, но постепенно она возрастала, и в какой-то момент рынок был поделен пополам.
Стало очевидно, что у Интернета появилась серьезная проблема. Два основных браузера совершенно по-разному подходили к изображению web-страниц, созданных с помощью общепринятого языка гипертекствовой разметки HTML. Разработчики обеих компаний не очень беспокоились о том, чтобы их браузеры были совместимы, и делали все каждый по-своему. В итоге на «нетскейповские» и «майкрософтовские» лагеря поделились как простые пользователи, так и создатели сайтов. Сайт, созданный под Netscape, мог неправильно показываться или неправильно работать под MSIE, и наоборот. С большинства сайтов на посетителей смотрели рекламные «кнопки» браузеров — знаки принадлежности авторов к той или иной «религии».
Важность «общепринятости» и единых стандартов была осознана еще в 1994 году, когда ведущие ученые-интернетчики во главе с «отцом WWW» Тимом Бернерсом-Ли основали World Wide Web Consortium (W3C) — некоммерческую организацию, как раз и призванную выработать единые стандарты, чтобы избежать разнобоя. Однако время было упущено. Стандарты W3C по языкам веб-программирования были приняты, добросовестные разработчики обязались их выполнять, но авторы браузеров и других «отраслеобразующих» программ и сайтов уже успели насочинять большое количество отсебятины, с требованиями W3C не особо совместимой.
К сожалению, программисты Netscape оказались не в силах противостоять напору редмондского софтверного гиганта. Их было меньше, меньше у них было и возможностей — они строили свою работу на «прикручивании» к базовому «движку» (он имел название Mozilla, в честь выдуманной ящерицы-талисмана первой команды Netscape) новых модулей, однако по мере обрастания всевозможными функциями программа становилась все менее стабильной и все более «глючной». Программистам Microsoft же ничего не стоило при необходимости переписать MSIE «с нуля», избавившись от наследия кода Mosaic, и делать свой продукт более «умным» и «гибким».
В итоге глючный Netscape всех утомил, а относительно стабильный и «логичный» IE (дополнительной «логичности» ему придавала встроенность в операционную систему) всех вполне устраивал. К 2000 году IE окончательно победил, а Netscape, остановившийся на очередной модификации 4 версии, впал в забвение. Netscape Corporation была поглощена холдингом AOL Time Warner, а ее команда впоследствии распущена. Браузер не спасло ни переведение его в разряд бесплатных, ни открытие исходных кодов.
На рынке установилась гегемония Microsoft Internet Explorer, и помешать этому не смог даже иск против Microsoft, поданный властями нескольких штатов США. Они обвиняли корпорацию в монополизме и требовали прекратить навязывать IE вместе с операционной системой и дать возможность сторонним разработчикам беспрепятственно встраивать свои продукты в ОС Windows, не натыкаясь на многочисленные «рогатки». Судебные разбирательства были долгими и чрезвычайно нудными, Microsoft признали виновной и заставили платить штрафы, обеспечивая показательную доброжелательность. Но юристы корпорации сделали все, чтобы на этом фоне компания спокойно продолжала навязывать, что хотела, пользуясь монопольным положением.
В какой-то момент доля IE в общем числе «бродилок» (так иногда называют браузеры) достигала 99 процентов рынка. В Редмонде радовались этому необычайно. Тем не менее, когда Интернет начали поражать первые эпидемии вирусных «червей», стало понятно — IE вместе с Windows изобилует программными уязвимостями (именно их и используют «черви»), и его применение сопряжено с угрозой безопасности для компьютера. Это же относится и к программе для работы с электронной почтой Outlook Express — с определенного момента почтовый клиент стал почти всегда идти в паре с браузером.
Расплодившиеся вирусы лезли во все компьютеры мира через «дыры» в IE и Outlook Express. Microsoft придумала выпускать для них регулярные «заплатки» кто «заплатки» не поставил и заразился — Microsoft не виновата. Наслаждаясь монополией, корпорация не особо уделяла внимание совершенствованию функциональности браузера, а развлекалась маркетинговыми и другими околобраузерными проектами типа создания версии IE для платформы Apple.
Все это время идеологические враги редмондских маркетологов сидели в подполье и думали, что дальше делать. Еще в 1998 году основная группа создателей агонизирующего Netscape призвала на помощь добровольцев со всего мира и поставила перед ними задачу сделать новый, лучший браузер. Энтузиасты объединились в проект под названием Mozilla Foundation — назвавшись в честь упоминавшейся ящерицы — и стали напряженно работать, думая над структурой и не отвлекаясь на маркетинг.
И в то время, пока MS упивалась своими 99 процентами, оставшийся процент, занятый пользователями других браузеров, вынашивал планы «ответного удара» по оккупанту. Различные браузеры, альтернативные IE и Netscape, создавались регулярно, но особым успехом не пользовались. С 1997 года норвежскими программистами велись работы над созданием браузера Opera, который при создании продумывался с точки зрения удобства в работе, но все равно изобиловал огрехами и особого доверия масс не вызывал. В США даже существовал такой проект, как WebTV — интернет-браузер показывал страницы на экране телевизора, что, по идее, должно было привлечь различных домохозяек, но все же здравый смысл, кажется, возобладал.
Эксперименты различных программистов на тему того, как можно улучшить использование «бродилки», привели к изобретению массы новых технологий — например, использование «жестов» (gestures) с помощью мыши для отдачи программе команд, использование «вкладок» (tabs) — открытие нескольких страниц в одном окне в панели задач, интегрирование в браузеры расширенных средств для работы с загрузкой больших файлов, для шифрования данных, и так далее. Нововведения отвечали духу времени, пользователь нуждался в них все больше, но узурпировавший рынок IE не торопился отвечать на новые веяния — он остановился на версии 6 и основные его текущие изменения касались исправлений системы безопасности.
Mozilla Foundation — люди из «оригинальной» Netscape и откликнувшиеся на призыв разработчики — тем временем напряженно думали. После поражения 4 версии Netscape новый браузер попытались создать с нуля — «движок» переписали и дали ему название Gecko. Часть работ велась в рамках AOL, превратившей сайт Netscape в универсальный портал. После перерыва на базе Gecko вышел первый браузер, названный Netscape 6, и благополучно провалился. Та же судьба постигла и последовавший за ним Netscape 7.
Однако Mozilla Foundation расширялась и работала уже не только над браузером, но и над другими проектами. Программисты, движимые в основном энтузиазмом и любовью к искусству (все они — сторонники так называемого «открытого» бесплатного программирования, когда программу одного автора может свободно исправить и дополнить другой), создавали новые концепции и новые продукты, оценку качества которых давали другие участники сообщества. Список проектов постоянно расширялся, многие из них забрасывались, а международные участники «коммуны» учились отлаживать свои действия и доводить свои продукты чуть ли не до совершенства. Сейчас уже стало, пожалуй, окончательно понятно, что именно такой подход к созданию программ является наиболее эффективным. Группа специалистов, которые помогают друг другу и тестируют получающийся продукт с помощью всех желающих, способна на большее, чем корпоративный отдел, работающий по указке и проверяющийся комиссиями штатных экспертов.
Новые требования к браузерам по мере возможностей старалась воплощать линейка продуктов Opera, но когда «застойный» вариант 6 IE стал совсем уже утомлять, стали появляться «надстройки» над движком IE — по сути, программы-оболочки, показывавшие интернет-страницы в точности как IE, но имевшие расширенную функциональность, настраиваемый внешний вид интерфейса (т.н. «скины», модное веяние последних лет) и другие приятности. Самые популярные среди таких «оболочек» — Maxthon (MyIE) и AvantBrowser. Но и они при всех достоинствах массовый рынок не завоевали, к тому же были уязвимыми в той же степени, что и «главный» браузер.
В Mozilla Foundation поняли для действительно адекватного ответа никак не обойтись без пиар-технологий. Просто нового, лучшего браузера недостаточно, нужна мощная рекламная кампания по его продвижению. Все это время «коммунары» разрабатывали разные браузерные и околобраузерные проекты под общей маркой Mozilla, однако продукт для выступления «единым фронтом» сформировался в собственный проект только в этом году. Сначала он назывался Phoenix, потом из-за проблем с патентами был переименован в Firebird, затем в Firefox. С ранних версий он отдавался на тестирование публике, которая помогла тщательно отладить его и недвусмысленно направить в сторону безупречности. Firefox — новое слово в программировании, ответ на все вопросы, возникавшие к IE. Он строится, как это сейчас принято, по модульному принципу — к базовой программе можно добавлять «расширения» (extensions), обустраивая браузер по своему вкусу. Прекрасно реализована идея «вкладочного браузинга» (tabbed browsing), есть встроенные средства для борьбы с всплывающей рекламой (popups), обойдены присущие IE идеологические «предрассудки».
Одно из ключевых достоинств — то, что Firefox по сравнению с IE, можно сказать, абсолютно безопасен («абсолютно» — до первой найденной «дыры»). Вирусов, которые могут заразить ваш компьютер из Интернета через Firefox, пока не придумано. Кроме того, создатели браузера с самого начала определили, что при разработке они будут строго придерживаться стандартов W3C, чтобы стимулировать их соблюдение всеми интернетчиками. Из-за этого в новом браузере некорректно показываются некоторые сайты, которые авторы «заточили» под IE, и в Mozilla не рекомендуют при установке Firefox удалять из системы IE. Эти две программы друг другу никак не мешают, а IE можно запускать в единичных случаях при посещении «трудных» сайтов. Кстати, Firefox успешно портирован на множество компьютерных платформ, отличных от Windows, и имеет версии на разных языках, в том числе на русском.
Шум вокруг Firefox начал подниматься с лета 2004 года, а первая официальная версия увидела свет 9 ноября. Успех был ошеломляющим и превзошел все ожидания. Новый, красивый (символом продукта стал симпатичный «огненный лис» (fire fox)), удобный, надежный, безопасный — все от него в восторге. В авангарде восторгающихся — мировая «высокоинтеллектуальная» пресса. Хвалебные статьи о браузере написали Forbes, Wall Street Journal, USA Today и остальные. В рамках Mozilla было создано специальное подразделение Spread Firefox, занимающееся исключительно «раскруткой». Им пришла в голову идея разместить рекламу Firefox в популярной американской газете New York Times, для чего организовать сбор пожертвований, чтобы оплатить ее размещение. Каждому жертвователю было обещано упоминание в этой самой рекламе. Поток денег полился со страшной силой, и вместо ожидаемых 2 с половиной тысяч пришлось публиковать имена около 10 тысяч доброжелателей, что отложило публикацию постера, но зато вместо одной полосы были куплены две — благо денег с лихвой хватило.
Вслед за выходом Firefox последовал релиз почтового клиента от Mozilla Foundation, он называется Thunderbird (в вариантах для всех основных ОС, как и браузер). Как и браузер, он камня на камне не оставляет от ставшего традиционным Outlook Express и способен ощутимо потеснить популярный молдавский The Bat!. Thunderbird также отвечает современным требованиям, гибко настраивается, в том числе за счет расширений, более эффективно работает с жестким диском (что не вызывает «торможения» при работе с большими папками писем), а главное его достоинство — он умеет весьма эффективно распознавать спам, ставший одной из главных бед нынешнего Интернета.
Результаты пиар-акций не заставили себя долго ждать — рыночная доля IE начала стремительно падать, и за каких-то два месяца упала ниже порога в 90 процентов. Достоинства нового подхода к процедуре хождения по Интернету оценили многие, и еще большее число людей, скорее всего, оценят уже в самое ближайшее время. Конец доминированию IE положен. Началась эпоха нового противостояния.
Говоря в общем, эта эпоха — лишь часть революцонных изменений, которые претерпевает информатизирующееся общество. Крупнейшие игроки на мировом интернет-рынке сейчас как один ориентируются на другую энтузиастскую «коммуну» — Google, сумевшую к настоящему времени оформиться в транснациональную корпорацию и выставиться на бирже NASDAQ. В борьбе за аудиторию началась гонка публичных интернет-сервисов, в которой Google пока лидирует. На этом фоне нашлось много желающих сделать «еще более другие» браузеры собственного производства, а стремительно теряющая в весе AOL строит аж два — некий собственный AOL Browser и… возрожденный Netscape. Впрочем, пока совершенно понятно, что всем этим проектам сейчас до Firefox — примерно как всем другим глобальным поисковикам до лидера в этой отрасли сайта Google.com. Кстати, эта компания тоже готовит свой браузер.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http //www.marketing-mix.ru/
«