От абсолютной безопасности к приемлемому риску
С.К. Шойгу, министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении показали, что стране необходима профессиональная служба, способная реагировать на чрезвычайные ситуации мирного времени. Поэтому в конце 1990 г. Совет Министров РСФСР принял постановление о создании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета. Но для оперативной, эффективной работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо было взаимодействие сразу нескольких служб. Помимо спасательных формирований, дислоцированных по всей стране, потребовались структуры, работающие на оснащение спасателей, в области научного прогнозирования и предупреждения, создающие новые спасательные технологии, потребовались специальные учебные заведения и полигоны для проведения тренировок, учений, соревнований. Так постепенно рождалось ведомство, которое в 1994 г. стало называться Министерством РФ по чрезвычайным ситуациям. Сегодня МЧС России — это четко работающий механизм управления рисками. Оно способно оперативно реагировать на любую чрезвычайную ситуацию природного и техногенного характера. На оснащении спасателей и войск ГО находятся современные спасательные технологии. Авиация МЧС — это десятки самолетов и вертолетов различного направления. Россия сегодня обладает уникальными технологиями пожаротушения с воздуха, которые уже не раз применялись как в нашей стране, так и за рубежом. Наши спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации. Однако практика показывает, что усилия по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации становятся все более затратными. Выход один — создание новой идеологии противодействия катастрофам и разработка на ее основе государственной стратегии в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. Основные усилия должны быть сосредоточены на реализации научно обоснованной и экономически целесообразной системы превентивных мер. Именно поэтому МЧС России сегодня вкладывает значительные средства в развитие технологий предупреждения, предотвращения чрезвычайных ситуаций.
* * *
Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня — необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не из-за различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.
Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это — экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это — проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовно-нравственной сферы и др.
Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 1960-1980-х годах проблему информационного взрыва», на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.
Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают чрезвычайные ситуации.
XX век принес не только новые риски, но и позволил наметить несколько общих путей противостояния глобальным угрозам. Наиболее перспективным из них является реализация идеи устойчивого развития. Более десяти лет назад Международная комиссия ООН по охране окружающей среды и развитию охарактеризовала ее как путь социального, экономического и политического прогресса. Развернутый анализ эта концепция получила на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.). К сожалению, успехи на намеченном пути оставляют желать лучшего. И дело не в недалекой сиюминутной политике, приносящей ключевые глобальные интересы в жертву конъюнктурным локальным. Стабильное, сбалансированное развитие подразумевает принципиальное изменение шкалы ценностей.
Кроме того, нам представляется, что стабилизация жизни невозможна без решения проблемы управления рисками. Конечно, мы не можем сразу отказаться от многих опасных технологий. Поэтому и эксперты, и политики должны суметь ответить обществу на вопросы «Как сделать более безопасными и надежными существующие технологии? Как застраховать те риски, с которыми приходится иметь дело?» Поиску ответа на эти важнейшие вопросы сейчас уделяется большое внимание в России. У нас ведется большая законодательная работа, связанная с декларированием и страхованием промышленных рисков. Более того, средства, которые сейчас затрачиваются на решение глобальных проблем, на уменьшение числа чрезвычайных ситуаций, сами могут рассматриваться как своеобразная страховка человечества. Дивиденды в виде повышения производительности труда, улучшения здоровья людей и стабилизации экономики здесь также могут быть очень велики.
Если мы всерьез хотим следовать идее устойчивого развития и сделать наш мир максимально безопасным, наше сознание должно быть в корне изменено. Анализ многих аварий и катастроф показывает, что зачастую их источником является человек. Значительная часть опасностей и рисков находятся внутри нас. В изменении отношения людей к себе и друг другу — огромный ресурс и для решения глобальных проблем, и для повышения устойчивости нашего развития.
Чтобы предотвращать катастрофы, необходимо научиться прогнозировать будущее. Современное человечество поставлено перед необходимостью выбирать стратегию своего развития, проектировать свое будущее на срок больший, чем жизнь 2-3 поколений. И важной частью этого будущего является определение спектра рисков, которые общество не считает неизбежными. Более того, масштабность проблем и безотлагательность их решения требуют вести речь об изменении научной картины мира. Менталитет человека, живущего в прочном, стабильном из века в век мире, и человека, берущего на себя ответственность за решение глобальных проблем, строительство стратегии будущего, существенно отличаются.
Угрозы катастроф, обусловленных наличием глобальных проблем, естественно, существуют и в России. По мнению многих экспертов, темпы и масштабы деградации окружающей среды в стране находятся на среднемировом уровне, но при этом по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам ядовитых веществ в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию — к развитым в промышленном отношении странам. Вместе с тем, к особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести самую высокую в мире радиационную загрязненность и более высокий по сравнению с другими развитыми странами уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями. Значительное негативное влияние оказывает преимущественно экстенсивный характер экономики, сопровождающийся нерациональным использованием многих видов природных ресурсов, нерациональными объемами добычи природного сырья, концентрацией производст только в отдельных регионах без учета хозяйственной емкости соответствующих экосистем, отсутствием мощностей по переработке бытовых и производственных отходов. К этому следует добавить наличие на большинстве предприятий устаревших технологий, ненадежность технологического оборудования, обусловленную старением основных фондов, и т. д.
Сегодняшняя российская «рыночная потребительская цивилизация» работает против устойчивого развития она поощряет только краткосрочные операции, нацеливает на получение сиюминутной прибыли, игнорируя при этом социальные и экологические реалии.
Сегодня перед страной на первый план выдвигаются не вопросы «Что и сколько?» в безоглядной гонке за прибылью, а вопросы «Как? Зачем? С каким материальным и социальным риском для человека и окружающей его среды?» Ответы на эти вопросы могут быть получены только на основе научных исследований, объединенных в единую научную дисциплину -теорию безопасности. Можно надеяться, что создаваемая сейчас теория безопасности станет широким обобщающим междисциплинарным подходом, способным сыграть важную роль в выборе путей развития нашей цивилизации.
Переход России в своей политике обеспечения безопасности к политике «приемлемого» риска требует коренного изменения всей исполнительной и законодательной системы управления безопасностью «реагировать и выправлять» заменяется концепцией «предвидеть и предупреждать». Переход в политике обеспечения безопасности от принципа «абсолютной» безопасности или «нулевого» риска к принципу «приемлемого» риска — это качественно новый шаг не только в данной области. Он определил направление дальнейшего развития всей социально-экономической системы нашей страны. Сегодня таким показателям безопасности, как здоровье населения и качество окружающей среды, отводится роль «индикатора» устойчивого развития страны, а процессу обеспечения безопасности — роль механизма управления. Именно так рассматривается проблема перехода России к устойчивому развитию в важнейшем государственном документе «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Страна, разработав государственную стратегию устойчивого развития, готовится к ее реализации. Идет работа над различными программами и проектами, направленными на снижение рисков. Однако государство оказывается зачастую не в состоянии уменьшить угрозы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций, обусловленных нерешенными глобальными проблемами. Успех возможен лишь при согласованных усилиях всего мирового сообщества. В силу беспрецедентного роста масштабов современного промышленного производства и его воздействия на окружающую среду в методах управления региональным риском вперед выходит природозащитное взаимодействие стран и регионов. Решение этой проблемы, помимо трудностей научного характера, осложнено присущими ей политическими аспектами, ибо она включает в себя вопросы управления трансграничными рисками, связанного с поисками компромиссных решений между странами, обладающими всевозможными видами опасных производств.
Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки — найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания — человек, люди, общество, и цель этого общества — защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.
«