Несохранившиеся памятники Москвы

ДВА АЛЕКСАНДРА
Первоначально вопрос о сооружении памятника погибшему в результате теракта первого марта 1881 г. императору Александру II был поставлен среди московских думских и земных деятелей. Уже через неделю после трагедии, вернувшись из Петербурга с похорон императора, Московский городской голова Сергей Михайлович Третьяков (тот самый знаменитый меценат, брат Павла Михайловича), Сообщил о пришедшей ему в момент прощания с покойным мысли увековечить память о нем на территории Московского Кремля. С.М.Третьяков поддержал гласный Думы Д.Ф.Самарин, сформулировавший идею монумента «Да будет он (памятник — А.С.) проявлением русского народного духа, заветного и неразрывного союза русского народа с его Царем». Было исходатайствовано Высочайшее соизволение на открытие всероссийской подписки, при этом император Александр III сердечно поблагодарил думцев. Думой сразу же было ассигновано 100 тыс.рублей, земство — 25 тысяч. Выбор места был стречен с энтузиазмом, поскольку Москва была родиной покойного. Более точно место определили на южном склоне Кремлевского холма в 24 саженях от Кремлевской стены и в 51 сажени от Малого Николаевкого Дворца, где и появился на свет 17 апреля 1818 года будущий император. 30 марта 1881 г. вышло высочайшее соизволение на организацию Комитета по сооружению памятника.
Два года длились конкурсы проектов памятника. Представление гипсовой модели состоялось 13-го мая 1890-го года. Выставленная в одной из комнат Гатчинского дворца, работа понравилась и самому царю и его семье.
Состоялось торжественная закладка памятника.Основание будущего памятника была заложена вызолоченная доска с надписью «В лето от Рождества Бога Слова 1893-е, Мая в 14 день, при державе Благочестивейшего Самодержавного Великого государя нашего, Иператора Александра Александровича всея Руси, при Супруге Его Благоверной Государыне Императрице Марии Федоровне, при Наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Николае Александровиче и при Великом Князе Сергии Александровиче, Генерале-губернаторе Москвовском, заложен сей памятник почившему в Бозе в лето 1881 года, Марта в 1-й день, Великому Государю Нашему, Императору Александру Николаевичу всея России, созидаемый доброхотным иждевением русского народа, в Кремле Московском, по чертежам и под наблюдением художника Павла Жуковского и зодчего Николая Султанова». Преосвященный Александр, пископ Дмитровский, после отслуженного молебна громко прочитал надпись на закладной доске и поднес ее Государю. Тот положил ее на дно углубления, куда прежде были брошены монеты, а затем получил из рук П.Жуковского серебряный инструмент, зачерпнул известкового раствора, который подвали Н.Султанов и А.Опекушин, и уложил окропленный святой водой первый камень. В момент, когда Государь ударил крестообразно молотком по камню, раздался удар колокола а Иване Великом, затем зазвенели другие колокола, и загремел салют.
Торжественное открытие памятника, стоимость которого составила 1 млн. 878 тыс. 880 рублей, состоялось уже в правление Николая II, 16-го августа 1898 года. Памятник, видимый далеко из Замоскворечья, представлял собою достаточно сложную архитектурно-скульптурную композицию. Государь Александр II был изображен стоящим, в полной генеральской форме, в порфире, со скипетром под пирамидальной сенью. Сень из темно-розового гранита с бронзовыми украшениями была увенчана золоченой узорной шатровой крышей с двуглаым орлом. В куполе сени поместили краткую летопись жизни покойного императора. С трех сторон примыкала сквозная галерея, образуемая сводами, опиравшимися на колонны. На сводах были помещены 33 мозаичных изображения правителей Руси-России от Святого Владимира до Николая I. На пьедестале сделали надпись «Императору Александру II любовию народа». Две лестницы вели от памятника в Нижний Кремлевский сад. Один из авторов, инженер Н.Султанов, следующим образом обосновал отказ от чисто скульптурного варианта памятника и последовавший успех развитого архитектурного решения проекта «Всякая статуя терялась бы между двумя исполинами Иваном Великим и Спасской башней. Русский народ, отучаемый в продолжении девяти веков восточным православием от скульптурных изображений Божества и Святых, совсем разучился понимать одно ваяние в его чистом виде, а потому одна статуя обыкновеноничего не говорит его уму и сердцу, чем только и можно объяснить унылую безлюдность наших памятников». Судя по воспоминаниям современников и литературе начала века, памятник этот, действительно, пользовался успехом, и даже большим, нежели следующая московская работа А.М.Опекушина — памятник императору Александру III, сделанный по весьма бесхитростной «казенной» схеме.
Всенародная подписка на московский памятник в Бозе почившему 20-го октября 1894 года императору Александру III была объеявлена в тот же год. Наряду с А.М.Опекушиным к выполнению проекта был привлечен в качестве главного архитектора московский зодчий А.Н.Померанцев, автор Внрхних Торговых рядов (нынешний ГУМ), а производителем работ был назначен инженер-архитектор К.А.Грейнерт. Работа над памятником началась в 1900 г. и длилась около двнадцати лет, за это время по подписке было собрано почти два с половиной миллиона рублей. Место выбрали заметное — около Храма Христа Спасителя, на Пречистенской набережной, лмцом к Москве-реке. На гранитном пьедестале с надписью «Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему Александру Александровичу всея России. 1881-1884» и шестнадцатью гербами восседали на каменном троне фигура императора, со скипетром и державой. На уступе цокольной части помещались четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями — работа скульптора А.Л.Обера.
Тридцать первого мая 1912 года состоялся небывалый по размаху церемониал открытия памятника, заранее в деталях разработанный Министерством Двора Его Императорского Величества. В 8 часов утра пятью пушечными выстрелами с Тайницкой башни Кремля известили народ о начале торжеств, а к десяти к памятнику прибыла императорская чета со свитой. Помимо государя и государыни императрицы присутствовали члены Государственного Совета Государственной Думы, сенаторы, генералы и адмиралы, фрейлины и статс-дамы, губернские и уездные предводители и представители дворянства, московские губернские и земские власти, представители сословий и общественных организаций, депутации от учебных заведений. Митрополит Московский и Коломенский встречал императорскую чету в храме Христа Спасителя. Молебен, крестный ход, возглашение многолетия, церимониальный марш войск, возложение венков общим числом 86 от всех российских и зарубежных депутаций, произнесение речей — все это и многое другое сопровождало открытие памятника отцу последнего российского императора.
Этому монументу была уготована короткая жизнь — его разрушили летом 1918 года, вскоре после переезда Советского правительства в Москву.