Поиски оснований морали

Министерство путей сообщения Российской Федерации
Дальневосточный Государственный университет путей сообщения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Этика
На тему «Поиски оснований морали в этической рефлексии Нового времени Т. Гопс»

Выполнила ст-ка 3 курса
Группы КТ02СР
Шифр 139
Саяпина О.А.
Проверил преп-ль
Грызлова Т.Л.

г. Нерюнгри 2003 г.
Введение
XVII век — продолжение процессов, начавшихся в пе­риод Возрождения — Реформации, здесь происходит ра­дикальный разрыв с духовным наследием средневековья. Быстро развивается и выходит на первый план наука, которая ориентирует человека обращаться не к Священ­ному писанию, а «читать книгу природы». Будущее свя­зывают с совершенствованием человеческого разума. Философы XVII века — «адвокаты человеческой приро­ды», которой суждено действовать по своим естествен­ным законам, доступным для разумного понимания. Исторические перспективы представляются как оптими­стические. Разрабатывается понятие «социальный про­гресс».
В духовной жизни господствует установка на «прак­тическую философию», где практичность понята не в этическом, а в техническом смысле. Знание нужно, что­бы переделывать мир. Теология, по существу, исключа­ется из философии и естествознания, остается лишь де­истическое представление о Боге как создателе вселен­ной, который больше не вмешивается в жизнь своего творения. В качестве познавательного идеала выступает математическое знание. Гуманитарные науки должны строиться по типу математики, тогда они могут гаран­тировать практическому целеустремленному индивиду правильное поведение.
Поиски оснований морали в этической рефлексии Нового времени

Крупнейшим философом Нового времени, оказавшим большое влияние на этическое знание, является англий­ский материалист Томас Гоббс (1588 — 1679 гг.). Гоббс был разносторонним мыслителем, чьи интересы распро­странялись и на вопросы мироустройства (жизнь под­чинена законам механики), и на проблемы, сознания и мышления (он развивает знаковую концепцию языка), и на темы нравственности и государства. Этическую проблематику Гоббс рассматривает в произведениях
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», «О свободе и необходимос­ти», в трилогии «Основы философии».
В своей этике Гоббс утверждает неизменную приро­ду человека человек — разумное существо, субъект мо­рали и политики. Вслед за Макиавелли он говорит о том, что человек — естественный эгоист, он исходно ори­ентирован на насилие и господство. Эти взгляды Гоб­бса, несомненно, являются выражением того объектив­ного состояния общества, когда механизм буржуазной конкуренции начинал работать в полную силу, сталки­вая между собой индивидов, борющихся за социальное выживание.
«Человек человеку волк» — этот тезис Гоббса концентрированно выражает его представление о человеке. Люди изначально находятся в состоянии «войны всех против всех», и угроза взаимного истребления застав­ляет их заключать некий «общественный договор» они организуют постоянно функционирующее государство и начинают соблюдать «золотое правило морали» не де­лай того, чего не желаешь себе. Таким образом, есте­ственная потребность выживания приводит к самоогра­ничению исходного эгоизма, при котором каждый счи­тает, что имеет право на все. Взаимная ненависть и страх создают базу для относительного равновесия.
Общество, возникшее в результате всеобщего дого­вора, вовсе не является счастливым царством гармонии и приязни. Договор насильно стягивает атомарных ин­дивидов, влекущихся своими интересами в разные сторо­ны. Это очень похоже на механическую силу тяготения, которую открыло естествознание в природе. Установлен­ный порядок является порядком силы, навязываемой большинству как бы извне, насилие и угнетение — его нормальное проявление. Но это единственный разумный путь, который выводит человечество из губительной из­начальной вражды. Левиафан в библейской мифологии — огромное морское чудовище гигантской силы. Левиафа­ном Гоббс называет государство, преодолевающее агрес­сивные устремления людей. Гоббс показывает, что пре­дельное насилие индивидов по отношению друг к другу в какой-то момент должно вылиться в разумное согла­шение. Именно разум выводит человека из дикого «есте­ственного состояния».
Мораль для Гоббса выступает как особого рода связь между эгоистическими индивидами, стянутыми обручем общественного договора. Все моральные проявления так­же оказываются по сути своей эгоистическими, даже та­кие, казалось бы, далекие от самозамкнутого интереса, как верность общественному договору, общительность и сочувствие. Порождающей моделью для нравственных отношений являются отношения стоимостные. Нрав­ственные черты личности не являются ее субъективны­ми свойствами или отражением неких трансцендентных начал, они — стоимость или ценность человека в соци­альной жизни. А ценность, в свою очередь, это цена че­ловеческих качеств, которая зависит от потребности дру­гих людей и которую они определяют и назначают. Мораль — система взаимной полезности.
Конечные цели и высшие блага, о которых говорит вся религиозно-идеалистическая этика, не существуют для Гоббса. Он считает, что люди просто выдумывают объективные нравственные идеи, которые на самом деле выступают лишь результатом их самопознания. Реаль­ны не общие понятия блага или добродетели, реальна конкретная стоимость того или иного нашего качества в глазах других субъектов общения. Достоинство, к при­меру, это та цена, которая дается человеку государством.
Моральность оказывается у Гоббса вырастающей из стремления к власти над другими людьми морально ценным является то, что вызывает уважение других, а уважение — это выражение власти (повиноваться — зна­чит оказывать уважение). Любовь и страх перед другим тоже связаны с властными отношениями, так же как бе­режливость, справедливость и прочие свойства мораль­ного индивида.
Заключение
Говоря о морали, Гоббс отмечает, что человек дви­жим страстями. Здесь философ отступает от своего стро­го рационалистического принципа. Эмоциональность, страстность, считает он, составляют двигатель челове­ческого поведения, именно они заставляют индивидов неутомимо стремиться к собственной выгоде, богатству, славе, власти. Мысли — это разведчики и лазутчики, ищущие путь к желаемым вещам, они направляются страстями и желаниями человека.

Мораль – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо).
Политическая этика – особая составная часть общественной нравственности, социальной этики. Начала формироваться на рубеже Нового времени, когда в результате дезинтеграции прежде сплоченного социума и появления функциональных подсистем произошла автономизация политики в виде многоуровневой специализированной деятельности со своими институтами, целями, нормами и ценностями, формализованными связями и кадрами.
Золотое правило – принцип «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», исторически фигурировавший под разными названиями – краткое изречение, принцип, правило, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «З.П.» за ним закрепился с конца 18 в.
Эгоизм (лат. Ego – я) – жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворением человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и, соответственно каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, возможно, даже игнорируя и нарушая интересы других людей или общий интерес.
Рассуждение моральное – ход мысли, логическим следствием которого являются суждения моральные (оценочные или императивные). Нормативные принципы, составляющие содержание всякого имеющего нравственный смысл жизнеучения, обычно предстают как итог некоторых размышлений о мире и человеке; конкретные моральные оценки и императивы также являются большей частью результатом определенных рационально-логических действий, включающих осмысление данной ситуации и применение к ней общих принципов и норм морали. Вообще моральное рассуждение – это важный и органичный компонент достаточно развитого морального сознания, которое стремиться выработать и/или обосновать нравственные ценности.
Благо – состояние и условие совершенства, осуществленности бытия; ведущее понятие средезимноморско-европейской (иудео-христианской) культуры, одно из традиционно из традиционно принятых в ней имен божественного начала. В отличии от синонимичного добра, в понятии которого доминирует мотив абсолютного нравственного долга и волевого выбора, Б. онтологично и принадлежит космическому контексту.
Любовь – в самом общем смысле – отношение к кому — или чему – либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо (одна из высших ценностей). В более узком смысле Л. (если не принимать во внимание разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещем, состояниям и опытам, напр; сластолюбие, сребролюбие, властолюбие, любомудрие, и т.д.) – это именно отношение к другой личности.
Справедливость – понятие, обозначающие то, что создает и сохраняет благо (счастье) общества, основная добродетель общественных институтов; общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей или нравственно приемлемая мера конфликтности человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы до международных отношений).