Атмосферный воздух

Атмосферный воздух

Атмосферный воздух

Когда говорят нужен как воздух», сразу ясно — речь идет о чем-то жизненно важном. Без него человек не проживет и нескольких минут. Дышим всегда, везде. Но — чем? И почему так радуются горожане, выезжая «на свежий воздух»? И до какой степени он «свеж» в 50 км от столицы?
Качество атмосферного воздуха — важнейший фактор, влияющий на здоровье, на санитарную и эпидемиологическую ситуацию. Но две трети населения (!) нашей Федерации проживает на территориях, где уровень загрязнения атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормам.
Если в среднем по России удельный вес проб атмосферного воздуха с содержанием вредных веществ около 6%, то на Алтае — 29%, в Бурятии — 24,6, в Красноярском крае — почти 22, в Ивановской области — 20, в Кемеровской — более 18, в Ульяновской — 16,5, а в Калужской — более15%.
Кстати, высокий уровень загрязнения воздуха на этих территориях наблюдался и в прошлые годы.
Где же наиболее загрязненный воздух? Именно там, где мы живем и проводим большую часть времени — в зоне жилой застройки, если там проходят автомагистрали. Даже там, где много предприятий, в зоне влияния промышленных выбросов он в ряде случаев намного ниже.
В какой-то мере ситуацию могли бы выровнять очистные сооружения. Но в Мурманской области, например, очистными установками оборудовано только 50% официально зарегистрированных источников выбросов.
И еще проблема (вот он, социальный аспект в доле «естественной убыли»!) — средний россиянин все еще не волен выбирать дом, в котором он хотел бы жить и место, на котором этот дом должен стоять. Дорого это, не по карману. Вот и приходится жить там, где поселили, хотя оконные стекла за неделю чернеют от копоти. Но окно можно отмыть, а собственные легкие?
По сей день сотни тысяч человек вынуждены проживать в так называемых СЗЗ, то есть санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, где особенно высок уровень загрязнения атмосферного воздуха (т.е. там, где по российским законам проживать запрещено). Например, в Челябинской области в этих СЗЗ проживает сейчас более 200 тыс. человек, в Кировской области — более 20 тыс., а в Самарской — около 13 тыс. человек.
Естественный вопрос если трудно переселять людей, то что делается для улучшения экологической обстановки? В ряде регионов проводятся мероприятия по снижению загрязнения воздуха. В той же Самарской области реализуются федеральные программы социально-экологической безопасности. За последние три года таких мероприятий было более сотни, в том числе — ввод комплексов по очистке дымовых газов на Безымянской, Сызранской и Самарской ТЭЦ; в качестве моторного топлива на транспорте шире стал использоваться природный газ; внедрены системы доочистки дымовых газов на заводе «Металлург»; на Куйбышевском НЗП усовершенствовано оборудование, в результате чего уменьшились выбросы углеводородов и т.д.
Подобные природоохранные мероприятия проводились также в Липецкой области, в Красноуральске, Санкт-Петербурге, Москве.
В Липецкой области проведена реконструкция коксовых батарей на ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»; в Красноуральске внедряются отдельные мероприятия с целью снижения нагрузки по свинцу на население. Кроме того, действует областная целевая программа под названием «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения Свердловской области».
Две столицы — Москва и «Северная Пальмира» — всегда привлекали особое внимание. Не только как культурные, экономические и политические центры, но и просто как большие города, которые веками оставались примером для подражания.
Анализ показывает, что Санкт-Петербург все же чище Москвы. Может быть, потому что он меньше, а может, и потому — не в последнюю очередь — что в городе сокращено потребление мазута в качестве топлива на городских ТЭЦ (82% составляет газовое топливо). К тому же Главный государственный санитарный врач запретил ввозить в города и продавать этилированный бензин. При этом еще надо учесть, что в
2000 году в северной столице строили и реконструировали 67 сооружений по очистке выбросов в атмосферу, а на автозаправочных станциях устанавливаются системы газовозврата — это тоже уменьшает выбросы.
А для Москвы эта проблема — выбросы автотранспортом загрязняющих веществ в атмосферный воздух — остается одной из самых главных.
Если учесть, что доля этих выбросов — более 90%, становится ясным, почему в округах разработаны специальные программы «Снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду от автотранспорта». Но что касается конкретных результатов, то о них пока предпочитают умалчивать. Достаточно оказаться на любой столичной магистрали в час пик, чтобы понять, насколько острой остается проблема. Гости столицы с удивлением смотрят на стены и окна домов на Тверской, Ленинском и Кутузовском проспектах, Садовом кольце — они буквально серые от выхлопных газов.
Наиболее частое обращение к Москве, как «главной героине» книги не должно смущать, поскольку авторы в качестве примера приводят и всю Россию, и США. Но именно в Москве выброс вредных веществ автотранспортом составляет 1,7 млн. т или около 87% в общих выбросах в атмосферу.
Читатель может сам разобраться в этом вопросе, изучив обзор экологических программ США, Японии, Китая, Южной Кореи, Индии и других стран, перешедших на применение пропан-бутана в качестве моторного топлива. Сотни схем, расчетов экономической эффективности, графиков; исследование динамики структуры автопарка, анализ существующих систем экологического мониторинга и т.д. свидетельствуют о реальности формулы «экология + экономия + здоровье».
Именно «плюс», а не «за счет».
Такие темы, как «город и автомобиль», «моторное топливо», «виды газового топлива», «экологический мониторинг», «многотопливная АЗС», «экологически чистый автомобиль», еще долгое время будут актуальными, потому что, если не все ездим на автомобилях, то дышим-то — все; значит, каждого касается и коснется.
В 2000 г. проверка воздуха производилась в 253 городах России и выяснилось, что в 202 из них вредных веществ в воздухе больше нормы. А проживает там
64,5 млн. человек, то есть почти половина населения России. И все же существуют в России регионы, где дышать становится просто опасно для здоровья, потому что воздух там загрязнен в 10, а то и более раз выше нормы.
Как правило, воздух загрязнен бенз(а)пиреном, диоксидом азота, сероуглеродом и формальдегидом. Сероуглерод чаще всего выбрасывают в атмосферу предприятия, а диоксид азота — автотранспорт.
Большая часть населения России живет в городах и промышленных центрах. Естественный вопрос а каково же там качество атмосферного воздуха?
Если смотреть по федеральным округам (а их в России семь), то получится такая картина
в Центральном округе (18 субъектов Федерации) воздух проверялся в 37 городах и выяснилось, что только в 2 из них он отвечает норме. И наиболее неблагополучное положение — в Москве и области (загрязненным воздухом здесь дышат 9,1 млн. человек, то есть 66% городского населения);
в Северо-Западном округе (11 субъектов Федерации) воздух проверялся в 39 городах. В результате обнаружено вредных примесей выше ПДК в 21 городе, а высокий уровень загрязнения — в 5 городах, где проживает почти 6 млн. человек, то есть около половины населения этого округа.
Самая неблагополучная ситуация — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (здесь загрязненным воздухом дышат почти 5 млн. человек, то есть 84% городских жителей, обитающих в этом регионе).
Плохое качество атмосферного воздуха и в Ненецком автономном округе; в Южном федеральном округе (13 субъектов Федерации) мониторинг загрязнения воздуха проводился в 31 городе и выяснилось, что в 19 из них вредных примесей больше 1 ПДК, а высокий уровень загрязнения воздуха — в 10 городах, где проживает 4,4 млн. человек, то есть 36% горожан округа.
Еще в двух городах зафиксированы максимальные концентрации (больше 10 ПДК).
Очень неблагоприятная обстановка в Волгоградской области (загрязненным воздухом дышат 1,5 млн. человек, то есть 75% городского населения).
Такая же ситуация в Ростовской области и в Краснодарском крае, а самое плохое качество воздуха в этом регионе — в городах Карачаево-Черкесской Республики.
В Приволжском округе (15 субъектов Федерации) проверили качество воздуха в 47 городах и в 41 из них вредные примеси превышают ПДК. При этом в 27 городах, где проживает почти 12 млн. человек (то есть 52% населения округа) высокий уровень загрязнения воздуха. Например, в Самарской области таким воздухом вынуждены дышать 76% городского населения (2 млн. человек), почти столько же -в Нижегородской области, в Республике Башкортостан, Пермской области; по сравнению с ними в Кировской области качество воздуха относительно высокое.
В Уральском округе (6 субъектов Федерации) проверили воздух в 17 городах и оказалось, что в 15 из них вредные примеси превышают 1 ПДК, а в 7 — максимальные концентрации больше 10 ПДК. Очень загрязненным воздухом дышат здесь почти 3 млн. человек — особенно в Свердловской и Курганской областях.
В Сибирском округе (16 субъектов Федерации) в воздухе 48 из 55 проверенных городов обнаружено вредных примесей больше ПДК; в 14 из них загрязнение воздушного бассейна в 10 и более раз превышает норму. Почти 9 млн. человек в этом округе (61% городского населения) дышат некачественным воздухом.
Относительно благополучное положение только в Республике Тыва, а в Иркутской, Новосибирской, Кемеровской и Омской областях — самое неблагоприятное.
И, наконец, в Дальневосточном округе (10 субъектов Федерации) из 27 обследованных городов 23 показали загрязнение воздуха выше нормы, а из них 5 — больше 10 предельно допустимых концентраций.
Плохая ситуация в Приморском и Хабаровском краях, но самая неблагоприятная — в Камчатской области, где 81% городского населения проживает в зоне с высоким уровнем загрязнения воздуха.
На первый взгляд ситуация не совсем логична промышленность в России работает сейчас не так интенсивно, как раньше, а воздух остается грязным.
Но дело в том, что атмосферу нельзя жестко разделить границами, как земную территорию. Загрязняющие вещества переносятся на большие расстояния из одной страны в другую. Это называется трансграничным загрязнением воздуха.
Например, в 2000 г. на Европейскую часть России выпало 2,4 млн. тонн окисленных серы и азота. Больше половины из них (57%) — в результате трансграничного переноса. И в основном — за счет Украины, Польши, Белоруссии, Румынии и Германии.
Конечно, и «российский воздух» кочует в сторону других стран. Но соотношение переноса загрязненных веществ российского происхождения, попадающих за границу, по отношению к воздушному переносу вредных веществ в Россию из других стран говорит само за себя 1 6,2 по окисленной сере, 1 6,5 по восстановленному азоту и 1 3,8 по окисленному азоту.
Одна из наиболее болезненных проблем — выпадения тяжелых металлов, особенно свинца. На Европейскую территорию России его выпало 2739 тонн (да еще 68,5 тонн кадмия), больше половины — трансграничного происхождения.
Что касается свинца, то об этом надо сказать несколько слов отдельно, поскольку проблема остается острой. Этому еще в 1997 году был посвящен глубокий и объемный «Доклад о свинцовом загрязнении окружающей среды Российской Федерации и его влиянии на здоровье населения», известный также как «Белая книга» (подготовлено и издано РЭФИА. С полным текстом доклада можно ознакомиться на сайте РЭФИА www.refia.ru).
А к 2000 г. была издана совместная российско-американская работа «Свинец в окружающей среде и здоровье населения России».
Увы, свинцовая опасность остается реальностью. И не только для тех, кто живет рядом с аккумуляторным заводом в Санкт-Петербурге или вблизи медеплавильного комбината в Красноуральске; в Гусь-Хрустальном (производство стекла и хрусталя) или Первоуральске (медеплавильный завод). В Екатеринбурге, Саратове и Волгограде, например, основной источник поступления свинца в окружающую среду — автотранспорт.
А ведь еще есть и авиация, и ракетно-космическая техника; даже привычная многим охота. Почему — охота? Потому, что после нее ежегодно (!) в почве остается почти полторы тысячи тонн свинцовой дроби.
Так что, если все это сложить вместе, то ничему живому мало не покажется. Особенно при том, что свинец не просто токсичен, но и имеет особенность накапливаться в организме (при этом у млекопитающих — в головном мозге и в печени).
Конечно, стратегия борьбы со свинцовым загрязнением существует. Но польза будет тогда, когда она станет выполняться хотя бы наполовину. Пока же можно надеяться только на то, что снижается выпуск этилированного бензина; что врачи научились немного уменьшать негативное воздействие свинца на здоровье детей (они страдают в первую очередь); что медеплавильная промышленность обзаведется новыми очистными сооружениями и т.д.
К проблеме свинца близка и существующая в России проблема ртути. Хотя из почти 70 тонн, которые выпали из атмосферы на Россию, российским источникам принадлежат только 3,5 тонн, то есть всего 5%. Остальные 95%, как говорится, ветром принесло — то есть снова речь о трансграничном загрязнении.
Справедливости ради надо сказать, что не во всех наших бедах с качеством воздуха виноваты соседи. Например, бенз(а)пирена на Европейскую часть России в год выпало около 80 тонн, и более 66 из них (то есть 83%) — доля собственных наших, российских источников.
По материалам Популярного доклада о состоянии окружающей среды в России. Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Федоров А.В., Горбатовский В.В. Окружающая среда России на рубеже тысячелетий. Популярный доклад о состоянии окружающей среды в России / Под ред. И.А. Панкеева и Н.Г. Рыбальского — М. РЭФИА, НИА-Природа, 2003.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http //eco.priroda.ru/

«