Интенсивные технологии выращивания овец

Без овец и коз наши предки не представляли себе жизни, ведь продукция этих животных универсальна это и молоко, и мясо, и шерсть, и пух, и овчины. Разведению мелкого скота в стране всегда уделялось большое внимание, что было обусловлено и суровым климатом, и социально-экономическими условиями, и национальными особенностями россиян. В созданной специализированной отрасли с богатым генофондом насчитывалось более 50 пород, породных групп и внутрипородных типов овец и коз. Впервые в мировой практике были разработаны и освоены технологии содержания тонкорунных и полутонкорунных овец в суровых условиях Сибири и районах интенсивного земледелия. А создание породного генофонда тонкорунных овец в таких природных зонах, где разведение мериносов вообще считалось невозможным, — это поистине подвиг ученых, специалистов-селекционеров, чабанов. Так, в Бурятии и Читинской области, где морозы зимой доходят до 45–50°С, выведена и разводится забайкальская тонкорунная порода овец, способная к круглогодичному пастбищному содержанию в экстремальных условиях.
Проведена огромная работа по совершенствованию отечественных пород путем прилития крови лучших зарубежных баранов-производителей. Народной селекцией выведены не имеющие аналогов в мире романовская и кучугуровская породы в центральной зоне России, тушинская и карачаевская на Северном Кавказе, кулундинская, бурятская, тувинская и другие аборигенные породы в Западной и Восточной Сибири. Появились такие новые полутонкорунные породы, как куйбышевская, горьковская, опаринская, северокавказская и советская мясошерстная, а также породы коз оренбургская, придонская, горноалтайская, советская шерстяная.
В 1990 году численность овец в Российской Федерации составляла 61,3 миллиона голов. Годовое производство шерсти и пуха достигло 224 тысяч тонн, баранины — 884 тысяч тонн. Ежегодно на мясокомбинаты поступало более 10 миллионов овец и коз. Меховая промышленность более 80 % перерабатываемого сырья получала от отечественного овцеводства.
Развал отрасли начался с 1992 года. Собственно, он начался во всех животноводческих отраслях, но здесь положение усугубилось еще и тем, что для государственных нужд шерсть стала не нужна армию и другие силовые структуры переодели в формы, сшитые из хлопка с синтетикой, а школьные формы и вовсе отменили. К тому же и текстильная промышленность старалась купить более дешевую и качественную шерсть за рубежом.
К 1999 году поголовье овец и коз сократилось до катастрофического уровня — 15,5 миллиона, а на сельхозпредприятиях их осталось всего 5,3 миллиона. Только за 1998 год общероссийская отара уменьшилась на 1785 тысяч голов, или на 25,4 %. Полностью ликвидированы овцы в Северном и Северо-Западном регионах, близки к этому хозяйства Центрального, Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов. В республиках Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, в Краснодарском и Красноярском краях, в Челябинской, Новосибирской и Иркутской областях овец стало меньше на 30–40 %, а в Бурятии — на 68 %.
Производство шерсти сократилось за год с 25,6 до 18,8 тысячи тонн, или на 27 %. Сегодня в среднем на человека выпускается всего 20 см отечественных шерстяных тканей. Исчезают шубное и смушковое направления в овцеводстве. На предприятиях осталось менее 15 тысяч романовских овец против 815 тысяч в 1960 году.
Год от года снижается продуктивность овец. Средний настриг шерсти с одной овцы в 1998 году составил лишь 2,7 кг в физическом весе — на целый килограмм меньше, чем в 1990-м. От каждых ста маток в прошлом году получено в среднем по России 66 ягнят, а в Мордовии, Ярославской и Нижегородской областях — по 30–35, то есть меньше, чем в дикой природе.
В доперестроечные времена главным показателем работы овцеводов был физический вес настрига шерсти. Ее качество шло как бы вторым планом. Похоже, ничего не изменилось и сегодня, когда снова появился спрос на шерсть, а рынок начал диктовать свои условия. Продавая шерсть по дешевке перекупщикам, которые, как правило, ничего не смыслят в ее качестве, хозяйства считают невыгодным для себя эту шерсть сортировать, очищать от мусора. Точно так же, чохом, сдают ее и на предприятия переработки. А каково там рассортировать кучи шерсти весом в тонны!
Хозяйства теряют огромные деньги, разучившись сортировать и классировать свою продукцию. Иностранцы с помощью всевозможных приборов ищут в кипах нашей шерсти различный мусор. И чего только они оттуда не извлекают! Окурки, тряпки, кирпичи, железяки! И стоит ли после этого удивляться, что они не дают хорошую цену за такую шерсть? После очистки и классировки шерсти по тонине испанцы перепродали ее на порядок дороже, получив баснословные прибыли. Иностранные перекупщики наживаются на нашем бескультурье, неумении и нежелании готовить шерсть к продаже.
Наша страна осталась, наверное, единственной в мире, где шерсть оценивается не в микрометрах. Иностранцы, которые хлынули на российский рынок, сначала никак не могли понять, что это такое — шерсть 64-го или 70-го качества. А когда до них дошло, они быстро сообразили, что на такой классификации можно легко нажить хорошие деньги.
На Западе шерсть в 19 микрон стоит почти 9 долларов за килограмм, а в 20 микрон — уже 4,8 доллара, в 23 — меньше 3 долларов. Мы же продаем, свалив в кучу и девятидолларовую, и трехдолларовую шерсть. То есть, умея получать неплохую шерсть, мы не умеем ее выгодно продавать.
Сегодня конкурентоспособной будет только та шерсть, которая соответствует основным требованиям текстильной промышленности как по тонине, так и по прочности, извитости, уровненности в штапеле и по руну. И отбор наиболее ценных сортов шерсти должен происходить непосредственно в хозяйствах во время стрижки овец. Ну а чтобы идти в ногу со всем миром, нам нужны современные лабораторные комплексы, с помощью которых можно оценивать шерсть по всем параметрам. О приобретении таких лабораторий за рубежом вопрос ставится уже давно, но сегодняшние рыночные условия все более доказывают актуальность этих покупок. Причем с учетом огромных пространств, разделяющих овцеводческие регионы, необходимы как минимум три такие лаборатории на Северном Кавказе, Урале и в Сибири.
Где мы еще теряем деньги? Неоправданные расходы в конечном итоге несут хозяйства, нарушающие принятые технологии ведения отрасли в конкретных регионах. Так, например, весенний окот избавляет от необходимости строить дорогостоящие помещения, значительно сокращает число подсобных рабочих, экономит электроэнергию, которая очень дорогая. При этом не требуется того технологического оборудования, которое необходимо для зимнего ягнения овец и которое тоже недешево. А главное — можно гораздо эффективнее использовать пастбища, а заготовка кормов в общей их структуре снижается с 67 до 37 %.
При зимнем ягнении в последние 50 дней суягности овец, то есть в период интенсивного роста плода, все питательные вещества идут прежде всего на его формирование, а не на формирование шерстного покрова. Вот почему у этих овец, особенно в условиях скудного кормления, почти всегда отмечается ослабление крепости шерсти, так называемая голодная тонина. В отдельные годы количество такой шерсти доходит до 80 %. При весеннем же ягнении подобных явлений не наблюдается. Однако эти вопросы должны решаться в конкретных климатических и экономических условиях непосредственно специалистами сельхозпредприятий.
Во многих хозяйствах пришли в негодность кошары, которые строились в основном из железобетона и дерева и вмещали по 600 голов. Между тем в на Севере вот уже 10 лет ведется строительство кошар, коровников и даже жилых домов из самана. Бригада из четырех человек делает за смену 800 саманных блоков, которые быстро высыхают на открытой площадке, после чего их можно укладывать на глиняный раствор. Пиломатериал требуется только на стропила, двери и оконные рамы. Теплые и сухие саманные кошары обходятся в несколько раз дешевле капитальных строений.
И все-таки главный резерв овцеводов — повышение качества шерсти. Качеством шерсти фабрики были недовольны и тогда, когда хозяйства выдавали на гора 220 тысяч тонн шерсти, и сегодня, когда производство ее составляет 40 тысяч тонн. Почему? Да потому, что это качество напрямую связано с желудком овцы, с обеспечением ее кормами. И пока в хозяйствах не будут хорошо кормить овец, настоящей продукции им не получить.
За последние шесть лет овцеводство из прибыльной отрасли превратилась в убыточную – диспаритет цен привёл к резкому уменьшению поголовья и снижению продуктивности овцеводства. По Российской Федерации поголовье овец сократилось в 3 раза и на 1996 год составило 23642 тыс. В личных хозяйствах поголовье овец сократилось на 11%.
Остались без работы тысячи чабанов, не использовано около 3400 пастбищных участков.
Перед одной из основных отраслей животноводства, традиционно развитой во всех категориях хозяйств Восточной Сибири, особенно в районах с бурятским населением, нависла явная угроза полного упадка. Необходимы разработки новых и совершенствование старых технологий, направленных на увеличение производства баранины, грубой и полугрубой шерсти.
Резко сократились заготовки кормов на зимний период. Изменившиеся условия кормления и содержания требуют выбора соответствующих им пород овец. Из имеющихся 600 наиболее подходящими являются забайкальская и красноярская тонкорунная, бурят-монгольская и тувинская короткожирнохвостая грубошёрстная, романовская мясо-шубная, а в перспективе и скороспелые полутонкорунные породы овец.
Интенсивная технология. Круглогодовая пастбищная система содержания овец с использованием 40-60% заготовленных кормов при расходе на одну 600 кг кормовых единиц в год.
Порода – красноярская, забайкальская шёрстно-мясного направления.
Основные районы разведения совхозы и АО, крупные фермерские хозяйства. Оптимальная величина фермы от 3 до 12 тысяч овец.
Элементы технологии

удельный вес маток в стаде 65-75%;
раннее ягнение (февраль-март), получение поярковой шерсти, нагул и откорм сверхремонтного молодняка текущего года рождения и реализация на мясо живой массой 30-35 кг;
вольная плановая случка;
в племенных овцеводческих заводах направить селекцию на отбор овец с лучшими мясными качествами и закладку линии на скороспелость.

Малозатратная технология. Круглогодовая пастбищная система содержания овец с использованием 15-20% заготовленных кормов при расходе на одну овцу 400 кг кормовых единиц.
Порода – аборигенная бурят-монгольская и тувинская короткожирнохвостая грубошёрстная овца мясного направления продуктивности.
Основные районы разведения совхозы и АО, фермерские хозяйства.
Бурят-монгольская и тувинская овца на протяжении тысячелетий создавалась для местных суровых условий кормления и содержания. Основной биологической особенностью этих овец является наличие жировых отложений не только по туловищу, но и в виде жирного хвоста.
В летне-осенний период овцы отлично нагуливаются, жировые отложения расходуются в основном во второй период зимы, весной и осенью в период перемерзания источников воды до выпадения снега.
Для содержания овец и проведения ягнения в апреле-мае требуется только навес-трёхстенка, обращенная открытой стороной на юг и расположенная в распадке, защищённом от северного ветра.
Матки приносят, как правило, одного, но хорошо развитого, жизнеспособного ягнёнка.
В отличие от тонкорунного, грубошёрстный ягнёнок рождается с более длинным шёрстным покровом – 2.0-2.5 см, против 0.5-0.6 см и, обладая более активной системой терморегуляции, выживает при минусовых температурах.
Хорошо развитые материнские качества и достаточная молочность обуславливают высокую сохранность молодняка.
К осеннему периоду ягнята достигают 25-30 кг и сверхремонтный молодняк реализуется на мясо.
Живая масса баранов – 60-75 кг, маток – 45-55 кг, настриг грубой шерсти – 0.8-1.5 кг.
По сравнению с тонкорунной, затраты на кормление и содержание бурятской аборигенной грубошёрстной овцы, меньше в 8-9 раз.
Мелкие фермерские и личные хозяйства. Летнее пастбищное и зимнее стойловое содержание овец с использованием 40-50% заготовленных кормов при расходе на дну овцу 400-500 кг кормовых единиц в год. Возможно создание яловых отар и пасти их зимой.
В большинстве личных крестьянских хозяйств отмечается увеличение поголовья овец. Эту тенденцию надо развивать путём разведения соответствующих пород овец и разработки новых технологий.
В связи с обесцениванием тонкой шерсти увеличивается спрос на полугрубую и грубую шерсть, которую легко кустарным способом превратить в высокого качества вязанные изделия носки, варежки, а также валенки, получить сырье для овчин. Овца, как некрупное, скороспелое домашнее животное, используется при получении мяса в любое время года.
Для улучшения овец в этих хозяйствах целесообразно использовать аборигенных грубошёрстных и романовских овец мясо-шубного направления.
Романовская порода овец (родина – Ярославская, Владимирская области и другие) характеризуется высокой плодовитостью – 200-250 ягнят на 100 маток, даёт непревзойдённые в мире по качеству овчины и грубую шерсть с большим содержанием пуха, без мёртвого волоса. Для сохранения ягнят, родившихся в зимний период, тяжело суягных маток в ночное время надо содержать в тёплой стайке.
Определенную роль в выращивании овец играют новые открытия в генной инженерии. Ни для кого уже не будет неожиданностью факт клонирования овцы. Кличку «Долли» знает весь мир. Продолжение экспериментов показало, что клонированные овцы могут приносить жизнеспособное, здоровое потомство.
иканской фирмы XY Inc успешно выбрали перед искусственным оплодотворением пол 24 ягнят из 25. Как ожидается, эта технология принесет пользу овцеводству, чтобы можно было выбирать при искусственном осеменении пол будущей овцы.
Ягнята были рождены с помощью искусственного оплодотворения. Сперма, взятая у элитных баранов была отсортирована по половому признаку ношения сперматозоидами X или Y-хромосомы. Затем семя было заморожено, потом снова разморожено и использовалось для оплодотворения овец. В то время как для искусственного осеменения овцы обычно требуется приблизительно 60 миллионов сперматозоидов, новая методика позволяет ограничиться приблизительно четырьмя миллионами.
Исследователи использовали цитометрию, для отделения сперматозоидов с женской X-хромосомой от сперматозоидов с мужским набором Y-хромосом. Разделительная процедура основана на 4.2 процентах разности в содержании ДНК между ‘женскими’ и ‘мужскими’ сперматозоидами.
Команда ученых теперь работает над улучшением технологии. Задача состоит в улучшении коэффициента плодовитости овец. При достижении показателя на уровне 50 — 60 процентов, эта технология будет коммерчески приемлема и найдет массовый спрос.
Другие направления исследования включают выявление генов, дающих повышенную склонность к болезням, чтобы несущие эти гены сперматозоиды также были отбракованы на этапе сортировки. В перспективе предполагается освоить эту технологию и на лошадях.
Новые эксперименты над овцами показали, что кроме шерсти, пуха и мяса эти животные могут оказывать неоценимую помощь человечеству. Которая выражается в том, что в овцах можно выращивать человеческие органы. Точная методика этого процесса не подлежит публикации, но для широкой публики был обнародован факт, что путем привития необходимых генов овца способна быть донором для трансплантации органов от нее к человеку.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что при надлежащем уровне грамотности и профессионализма овцеводов, разработке новых интенсивных технологий выращивания молодняка, поддержке государства, которая может выражаться, например, в налоговых послаблениях, дотациях и т.д. овцеводство как важная отрасль народного хозяйства способно вновь стать прибыльным и почетным занятием.
Восстановление отрасли, безусловно, требует уточнения планов породного районирования с учетом природных и экономических условий, перестройки всей системы взаимосвязей между племенными и товарными хозяйствами. Необходимо определить экономически выгодные зоны производства шерсти, баранины, шубно-мехового сырья, каракуля. И в каждой зоне выращивать только те породы и в таком сочетании, чтобы обеспечить их максимальную продуктивность при наименьших затратах.
Было время, когда цена 1 кг мытой шерсти равнялась стоимости 20–25 кг баранины. И тогда ставка делалась именно на шерсть. Сегодня за 1 кг баранины едва ли можно купить 1 кг шерсти. И это при том, что на прирост 1 кг живой массы требуется 7–8 к. ед., а на производство 1 кг шерсти — в 10–12 раз больше. Доход за счет годового настрига шерсти с одной овцы в среднем составляет 100–150 руб., а реализация приплода весом 35–40 кг дает не менее 700–800 руб.
То есть сегодняшний рынок нацеливает овцеводов на мясное направление. Между тем отечественное поголовье мясных и мясошерстных пород очень малочисленно. Для их сохранения необходимо как можно скорее создавать генофондные стада, фермы, банки спермы баранов-производителей таких пород, как ромнимарш, линкольн, горьковская, куйбышевская, романовская, русская длинношерстная. Возможно, сейчас стоит приостановить завоз мериносов из Австралии, тем более что по ряду показателей отечественные тонкорунные бараны даже превосходят их. А вот для создания в стране мясного овцеводства необходим завоз из Австралии, Франции, Германии пород тексель, колбред, восточно-фризской, иль-дефранс и других.
Словом, нужно максимально использовать генетический потенциал животных для каждой природно-климатической зоны. А для этого необходимо пересмотреть старые подходы к ведению отрасли, когда поголовье наращивалось без учета условий содержания, наличия кормовой базы, пастбищ. Или когда предпочтение отдавалось грубошерстным овцам, не требующим теплых помещений и хороших кормов.
Во всех сегодняшних планах нельзя забывать и о том, что в стране за последние годы произошло перераспределение овец. Если в 1990 году в коллективных хозяйствах находилось 75 % всего поголовья, то в прошлом году их осталось там лишь 39 %, а 61 % — на индивидуальных подворьях. Если не охватить личный скот племенной работой, не помочь частникам в повышении продуктивности животных, трудно будет добиться в овцеводстве весомых результатов.

Библиография

Лхасаранов Б.Б. Аборигенная овца обходится дешевле // земля сибирская дальневосточная, №№ 9-10, 1994.
Тайшин В.А., Возрождение генофонда бурятской аборигенной овцы // в кн. сохранение биологического разнообразия в байкальском регионе проблемы, подходы, практика. Улан-Удэ 1996, с. 25-26.
Чабаненко С.П. Золотое руно первомайского совхоза, Иркутск, 1964.
Джапаридзе В.С. Овцеводство. М. Колос, 1982, 382 с.
Чабаненко С.П. Создание приангарского типа овец // Биологические особенности и пути совершенствования породных и племенных качеств сельскохозяйственных животных в восточной Сибири сб. Научных трудов. Иркутск 1973. С 24.
Чабаненко С.П. План племенной работы с красноярской породой овец. Красноярск. 1973, 41 с.
Чабаненко С.П. Испытание баранов по качеству потомства методом сверстниц методическое пособие. Иркутск.1990.
Чабаненко С.П. Искусственные пастбища для зимней пастьбы овец. Информ. Листок. Иркутск, 1972.

18

«