Криминалистическая характеристика общеуголовной корыстной преступности

1.Криминалистическая характеристика общеуголовной
корыстной преступности.

Общеуголовными корыстными преступлениями называют преступления против собственности (чужого имущества), которые совершаются в формах прямого незаконного завладения чужим имуществом по корыстным мотивам и в целях неосновательного обогащения за счет этого имущества, причем без использования субъектами своего положения». Эти деяния не связаны с нарушением хозяйственных связей и отношений в сфере экономики. К общеуголовным корыстным преступлениям относятся следующие преступления, предусмотренные статьями УК Украины кража (ст. 185), мошенничество (ст. 190), грабеж (ст. 186), разбой (ст. 187), вымогательство (ст.189).
Указаные пять общеуголовных корыстных преступлений составляют почти 90% от всей зарегистрированной преступности против собственности и более 50% от всей преступности в целом. К общеуголовным корыстным преступлениям при определенных условиях может быть отнесена и часть присвоений, хищений предметов, имеющих особую ценность, а также причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (последний вид криминологически близок к мошенничеству). Это делается в процессе проведения криминологического анализа обстоятельств их совершения. Во-первых, учитывается, что речь идет о посягательстве на чужое имущество. В основном это деньги, ценные бумаги, иное имущество. Однако все более частыми в последние годы становятся посягательства на результаты интеллектуальной деятельности. Во-вторых, преследуется корыстная цель, заключающаяся, как указано в примечании к ст. 185 УК Украины, в противоправном безвозмездном изъятии и (или) обращении чужого имущества в пользу виновного. Здесь налицо мотивация наживы, обогащения, получения материальной выгоды. В-третьих, корыстное посягательство используется вне хозяйственной деятельности или без использования виновным своего положения в сфере производства, распределения, обращения материальных ценностей. Например, не является общеуголовным корыстным преступлением, по криминологической классификации, хищение путем присвоения или растраты имущества, вверенного виновному по службе.
Об общеуголовных корыстных преступлениях можно говорить как о тех деяниях, которые характерны для профессиональных преступников, иных представителей уголовной среды, действующих организованно, но такие преступления совершаются, конечно, не только ими. В связи с трудным материальным положением значительной части населения Украины в совершение общеуголовных корыстных преступлений втягиваются все более широкие слои граждан. Среди субъектов их совершения велик удельный вес деяний несовершеннолетних и молодых людей. Из общего числа осужденных за все совершенные преступления в составе организованных групп осужденных за совершение только пяти указанных выше вступлений в 2000-2003 гг. приходилось от 73 до 79%. Если взять это соотношение по преступности против собственности в целом, то на общеуголовную корыстную преступность в те же годы приходится 93-95% осужденных.
Общеуголовная корыстная преступность имеет многовековую историю, в криминальной среде накоплен и продолжает накапливаться опыт совершения характерных для нее деяний, разрабатываются, укрепляются и развиваются традиции, на­выки, субкультура и оправдывающая их система взглядов. Вводятся новые способы совершения преступлений, широко используются технические новшества, современные средства связи, информация, содержащаяся в различных источниках (установлены случаи, когда преступники сведения об объекте посягательства, личности и месте жительства потерпевшего, его материальных возможностях получали из газет).
Кражи являются самым распространенным преступлением не только в общеуголовной корыстной преступности, но в общем массиве преступлений. Если в 1986 г. кражи составляли 28,5% от общего числа зарегистрированных преступлений! (всего тогда было совершено 381 806 краж), то в 1991 г. — 57%, а общее число зарегистрированных краж впервые превысило миллион (1 249 477). С этого времени ниже этого рубежа число краж никогда не опускалось, оставаясь в пределах 49% от общего числа всех зарегистрированных преступлений (в 1997 г. зарегистрировано 1 053 894, в 1998 г. — 1 143 311, в 1999 г. 1 413 747 краж, или в 3,7 раза больше, чем в 1986 г., на Щ больше, чем в 1991 г., на 12,5% больше, чем в 1998 г.). В общем массиве общеуголовных корыстных преступлений, по данным статистики, кражи на протяжении последних пяти лет занимают главенствующее положение. Их удельный вес в 1991 г. составил 86,7%, в последующие годы — в пределах 81—82%. Характерно, что из общего числа привлеченных к уголовной ответственности в 1999 г. за совершение краж более 22% находилось на лиц, судимых за аналогичное преступление, 10% — на лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности три и более раз.
В структуре этого вида преступлений преобладают пося­гательства, связанные с проникновением в жилище, т. е. кражи из квартир (на них приходится около 30% от числа квали­фицированных краж). Кражи, особенно из охраняемых объектов, осуществляются после тщательной подготовки, разведки, обеспечения каналов сбыта, нередко после внедрения преступным миром «своих» людей в эти структуры, что под силу только организованной преступности. Преступными формированиями создается «индустрия» краж, чем во многом объясняется низкая раскрываемость этого вида преступлений по квартирным кра­жам она составляет 35-40%, а в целом по кражам менее 50%. Разбои и грабежи — также чрезвычайно распростра­ненные преступления. Среди общеуголовной корыстной пре­ступности они занимают второе место, в последние годы отмечается их рост. Так, в 1996 г. грабежей и разбоев было зарегистрировано 155 261, в 1997 г. — 156 366, в 1998 г. — 160 870, в 1999 г. — 180 105. Растет и число лиц, выявляемых в связи с совершенными ими разбоями и грабежами. По данным фонда «Общественное мнение», полученным в результате сравнительного исследования в рамках международного проекта ООН, лиц, подвергшихся нападениям, не заявляли в правоохранительные органы, уверенные в том, что не будут приняты меры к раскрытию преступлений, а в случае если преступник и будет установлен, правоохранительные органы не сумеют собрать достаточные доказательства; 50% из числа обратившихся в правоохранительные органы остались не удовлетворены, ибо преступники не были установлены. О распро­страненности разбоев и грабежей свидетельствует тот факт, нападениям преступников подвергся каждый десятый житель столицы, причем треть преступлений совершалась около дома потерпевшего.
Разбои и грабежи чаще всего совершаются в городах, пригородных зонах, крупных населенных пунктах. Только примерно в каждом пятом регистрируемом случае преступник действует один, в остальных — это группы из трех и более человек. Оружие используется примерно в 30% случаев, при­чем почти в половине из них — это ножи, в остальных случаях — поровну огнестрельное оружие или предметы, приспособленные для нанесения потерпевшему ударов.
Мошенничество в 1995—1999 гг., по данным статистики, увеличилось на 24,3% и достигло 83 624 зарегистрированных фактов (впервые этот вид преступлений перешел восьмидесятитысячный рубеж).
Вымогательство имеет несколько разновидностей. С на­чалом рыночных реформ это преступное проявление стало способом получения от собственника почти открыто и сразу наличной денежной дани под угрозой избиения или самого физического воздействия, порчи или уничтожения товаров, поджога складов, магазинов, палаток. Вскоре был сделан сле­дующий шаг в развитии вымогательства — стали создаваться «бригады по выбиванию» долгов за определенный процент от суммы задолженности, кроме того, авторитеты преступного мира взяли на себя роль судов для решения имущественно-финансовых споров между предпринимателями, вымогая за оказываемые услуги значительное вознаграждение. Более со­вершенной формой вымогательства является организация постоянных нелегальных или легально действующих «крыш» по защите предпринимательских структур (на основе регулярно получаемой от них денежной дани по гибкой ставке, изменяющейся в зависимости от инфляции и расширения предпринимательских операций) от посягательств на них со стороны других преступных группировок. Еще одной формой вымогательства является требование о совершении предпринимателем имущественной или финансовой сделки на определенную сумму с определенным субъектом, являющимся представителем структуры, созданной организованной преступностью или находящейся под ее контролем. Вымогательство — одно из преступлений, которое стало олицетворением реформ и получило развитие как никакое дру­гое. В 1987 г. их было зарегистрировано всего 1373, в 1988 г. — 1535, но уже в 1989 г. в 3 раза больше — 4621, в 1990 г. — 5830, в 1992 г. — 7123, в 1993 г. количество зарегистрированных преступлений достигло 12 014, или почти в 8 раз больше, чем в 1988 г. С 1994 по 1999 г. количество ежегодно регистрировавшихся преступлений этого вида находилось на уровне 14—16 тысяч. Значительная часть вымогательств носит латен­тный характер, т.к. вымогательство приобрело регулярный, даже привычный для многих характер — преступные организации получают постоянную дань за обеспечение безопасности, находятся тем самым «на содержании» организаций и предприятий разных форм собственности.
Общеуголовная корыстная преступность органически свя­зана с характеристикой социально-экономической системы (формации). Сущность любой формации составляют отноше­ния собственности. Таким образом, этот вид преступности ге­нетически связан с определенной системой отношений соб­ственности. Специфика детерминации общеуголовной корыстной пре­ступности в условиях рыночной экономики заключается преж­де всего в их жесткой взаимной обусловленности. Вместе с тем непосредственное или опосредованное влияние оказыва­ют различные неэкономические сферы государственной и об­щественной жизни. Среди них особую весомость имеют сферы, связанные с формированием государственной политики, взгля­дов, идей, концепций по поводу собственности; практической -деятельности государства по этим вопросам; культуры, нрав­ственного воспитания, просвещения, включая правовое, мас­совой информации, которые предоставляют возможность ак­тивно воздействовать на общество и людей, формировать ци­вилизованные взгляды по поводу собственности. Существенно состояние социальной сферы, а также правотворчества и правоприменения в области борьбы с посягательствами на чужое имущество, включая их предупреждение как главное направ­ление борьбы.
При изучении общеуголовной корыстной преступности в разных государствах и регионах государства важно учиты­вать преемственность поколений, устойчивость социальной психологии и гражданских установок по поводу собственно­сти, в том числе частной, традиции, привычки, национально-демографические и территориальные особенности, связанные с отношением к чужому имуществу. И сами эти явления, и процесс их влияния на состояние и развитие общеуголовной корыстной преступности весьма специфичны. Не все категории граждан смирились со снижением их жизненного уровня, безработицей, резкой социально-эконо­мической дифференциацией населения и быстрым появлением слоя богатых, все большая часть использовала криминальные способы решения экономических проблем.
Причинный комплекс общеуголовной корыстной преступ­ности анализируется с учетом следующих положений. Прежде всего надо учитывать, что социально-экономи­ческим отношениям рыночного типа органически присуща высокая преступность против собственности. Экономические причины роста корыстной преступности следующие увеличение имущественной диф­ференциации населения и повышение уровня бедности, рас­слоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней; рост безработицы; задержка заработной платы; остановка предприятий; криминализация общества; ос­лабление системы государственного контроля.
Наряду с указанными явлениями в условиях рыночных от­ношений существуют и другие, детерминирующие рассматри­ваемую преступность эксплуатация, сверхэксплуатация; обес­ценение труда и получение на этой основе сверхприбыли; не­равенство возможностей; власть денег, культ наживы, индиви­дуализм и агрессивность; отстраненность и даже пренебреже­ние к людям, не сумевшим «приспособиться» к этим отношени­ям. Все это — фундамент преступности против собственности.
Далее, при введении рыночных отношений в Украине не было принято необходимых мер противодействия преступно­сти против собственности. Не был учтен отечественный и за­рубежный опыт борьбы с корыстной преступностью в услови­ях рыночной экономики, причем не только средствами уго­ловно-правового воздействия, но социального и государствен­ного регулирования происходящих процессов. Все это не могло не сказаться на резком ухудшении эко­номических и социальных аспектов общества. Годы реформ оз­наменовались снижением числа занятых в экономике. Причем резко уменьшилось число занятых на предприятиях, относящихся к государственным и муниципальным, где всегда имелась определенная стабильность, а также возможность рабочим и служащим добиваться соблюдения социальных прав. Одновременно увеличилось число занятых в част­ном секторе, т. е. в сфере, наиболее подверженной постоян­ным, подчас непредсказуемым, колебаниям рыночных отно­шений с вытекающими отсюда негативными для большинства населения последствиями (сокращение производства, закры­тие предприятий, массовые увольнения, невыплата заработ­ной платы и т. д.).
К этому добавилось еще одно обстоятельство — увеличи­лась численность населения с денежным душевым доходом ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум, как известно — это черта бедности, ниже этой черты — нищета. Маркетинговое агентство в декабре 1999 г. составило портрет украинской семьи с этим душевым доходом образование — среднее или среднее специальное, около 25% — высшее; причина бедности — по­теря работы (30%), болезнь или смерть родственника, рожде­ние ребенка, выход на пенсию, невыплата заработной платы, возвращение из армии; структура доходов — заработная пла­та, пенсии, детские пособия (75-90%), сбережения и накопле­ния отсутствуют; структура расходов — около 67% бюджета семьи составляют траты на еду, 3/4 опрошенных не покупали в 1999 г. никакой одежды; отдых — около 50% имели отпуск, но провели его дома, 10% не имели отпуска, предпочитая рабо­тать и получать за это компенсацию, большинство опрошенных не посещали никаких мест отдыха; приоритеты — поскорее найти новую работу, любой заработок, даже временный.
Указанное выше явилось причиной того, что в процессе реформ возродился субъект преступлений, отсутствовавший в Украине более 60 лет, — лица без постоянного источника до­хода, в том числе безработные. В 1998 г. было всего осужде­но за все виды преступлений лиц без определенных занятий 518,6 тыс., из них 320,8 тыс. — за преступления против собственности (61,8%), в том числе 303,8 тыс. — за общеуголовные корыстные против чужого имущества (58,5% от общего числа осужденных этой категории и 94,7% от числа осужденных лиц этой же категории за преступления против собственности). Общая численность безработных в 90-х гг. постоянно уве­личивалась. В 1995 г. их было 6,5 млн., что составляло 11,3% от численности населения трудоспособного возраста. Обраща­ет на себя внимание взаимосвязь двух процессов — снижение уровня занятости и увеличение уровня безработицы в целом и всех возрастных категорий в частности (за исключением лиц до 20-летнего возраста). Весьма тревожна статистика, относя­щаяся к образованию безработных, — в 1998 г. отмечено умень­шение удельного веса безработных, имеющих основное об­щее и начальное образование. Особенно высок удельный вес среди безработных тех, кто имеет среднее профессиональное и среднее (полное) общее образование. Средний возраст безра­ботного колеблется в пределах 32-34 лет, т.е. безработными являются наиболее зрелые, опытные люди и производствен­ники, участники начала перестройки, но через 10-12 лет ока­завшиеся за социальным бортом. В 1998 г. было осуждено за все виды преступлений 68,9 тыс. безработных, из них за преступления против собственности 40,5 тыс. (58,7%), в том числе 37,9 тыс. за общеуголовные ко­рыстные преступления против чужого имущества (55% от об­щего числа осужденных этой категории и 93,5% от числа осуж­денных за преступления против собственности).
Таким образом, лица без определенных занятий, в том числе безработные, в основном составляют категорию лиц, со­вершающих преступления против собственности и общеуголов­ные корыстные преступления.
Развитие частного сектора хозяйствования, увеличение числа предприятий и организаций, в том числе в сфере мелкого и среднего предпринимательства, финансово-имуществен­ных операций, числа занятых в этих структурах работников, обострение конкуренции, возрастание опасности банкротства без должных антикриминогенных мер приводят к росту мошенничества, иных преступлений против собственности. Специфична характеристика лиц, совершающих такие преступ­ления. Подготовкой и нередко непосредственным совершением этих преступлений занимаются лица, знающие экономику, фи­нансовое и управленческое дело, право, хозяйство в интере­сующей их отрасли или на предприятии, осведомленные 6 не­достатках контроля со стороны государственных служб за про­ведением финансово-имущественных операций. Это «интелли­генты и интеллектуалы» преступного мира.
Надо также учитывать тесную взаимосвязь общеуголов­ной корыстной преступности с пьянством и алкоголизмом, ве­дением паразитического образа жизни. Поэтому динамика дан­ного вида преступности чувствительна к политике государ­ства в сфере производства и оборота спиртных напитков.

«