Преподавание естественных наук и христианская апологетика
Калябин Г. А.
За время государственного атеизма, а надо сразу сказать, что период этот пока не закончился, в российском образовании была создана мощная и разветвленная система воспроизводства материалистической идеологии в умах людей, и особая роль в этой системе отводилась противопоставлению естественных наук и Христианства.
На уроках химии, например, много внимания уделялось наглядным реакциям, в которых проявлялись невидимые до того изображения, на физике показывали свечение, возникающее в сильных электрических полях, посредством чего внушалась мысль о том, что православные чудеса и благодатные явления (обновление икон, освящение воды и другие) представляют собой просто ловкие фокусы. На многих эти разоблачения церковного обмана» произвели сильное впечатление, определившее их взгляды. Много говорилось об огромных достижениях науки и техники, и делались выводы типа «раз самолеты летают, значит, Бога нет».
Исключительная важность придавалась «теории эволюции», и до сих пор в учебнике биологии (1998!) приводятся как педагогически полезные высказывания Маркса, Энгельса и Ленина, в которых с позиций «диалектического и исторического материализма» дается высокая оценка «учению Дарвина». В самом деле, принцип «борьбы за существование» хорошо согласуется с идеей «классовой борьбы». Уже один тот факт, что следование этой идее принесло в 20-м веке неисчислимые бедствия всем слоям русского народа, должно было бы показать всю ложность и вред эволюционизма, материализма и атеизма. Однако, несмотря на прекращение прямых гонений на Церковь, идеологическая обработка через систему образования и СМИ продолжается, и роль научного знания в этой битве за сердца людей нисколько не уменьшилась.
Попытаемся сформулировать, каким образом верующий педагог-естественник может выразить свои православные убеждения на занятии или лекции. Тут следует прежде всего отметить, что сама по себе наука не находится в противоречии с Христианством. Наоборот, сами основоположники новоевропейской науки — Галилей, Паскаль, Ньютон, были глубоко верующими и рассматривали свои научные исследования как изучение «Книги природы», созданной тем же Автором, Который явил Свою волю в Библии, и эти две Книги, по словам «Невтона земли Российской» Михаила Васильевича Ломоносова «в распрю между собой прийти никак не могут».
Понятно, что религиозные верования выдающихся ученых (Фарадей, Пастер, Павлов, Гейзенберг, Королев) замалчивались или искажались пропагандистами-атеистами, и именно сейчас об этом не только можно, но и нужно говорить.
В системе естественнонаучного знания можно выделить три части, различные по типу и по уровню достоверности. Это, во-первых, результаты наблюдений и экспериментов. Экспериментаторы всегда стремились к большей достоверности, точности, повторяемости и проверяемости своих результатов (в физике нормой является три серии опытов). Такие же критерии могут применяться и к исследованию чудесных объектов и явлений, таких как Туринская Плащаница, ежегодное Схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Храме Воскресения Христова в Великую Субботу по неизменно действующему в Православии Юлианскому календарю, мироточение икон и многих других. К сожалению, научное исследование Христианских чудес сейчас хотя и проводится, но явно недостаточно.
Вторая часть — это построение моделей, гипотез и теорий, дающих систематизированное, и обычно в той или иной степени математизированное, объяснение большому числу наблюдательных данных, и именно степень соответствия эксперименту является критерием принятия той или иной теории. По мере появления и накопления новых фактов старые теории перестают их объяснять, и возникает потребность в новых теориях. Из истории известно множество «революций» в физике (в 17-18-м и в начале 20-го века), когда полностью менялась вся объяснительная система (парадигма).
Этот момент следует подчеркивать, так как отсюда приходит осознание того, что и современные теории будут вскоре заменены следующими. Признаки назревающего научного кризиса уже просматриваются. Например, космологи определенно заявляют, что 95% массы галактик и всей Вселенной составляет «темная материя», имеющая абсолютно другую природу и потому не взаимодействующая ни с одним известным типом полей или частиц. В геологии накопились факты, свидетельствующие о быстром возникновении 95% структур земной коры, и это приближает к пониманию грандиозности Всемирного Потопа (Бытие, глава 6).
Генетики, завершившие недавно расшифровку генома человека, утверждают, что функции более 95% наблюдаемого кода остаются для них совершенно непонятными. Другими словами, серьезнейшие теоретики во всех областях естественных наук признают, что они знают и могут объяснить не более 5% того, что им хотелось бы знать.
Кроме того, есть природные процессы, наблюдаемые редко и пока еще не воспроизводимые экспериментально, для которых нет вообще никакого научного объяснения. Например, лишь в прошлом году была предложена теория шаровой молнии, описывающая это таинственное явление как стимулированный сильным электрическим полем бета-распад ядер радиоактивного фосфора, присутствующего в облаках, однако работы по созданию в Дубне установки, на которой эта теория могла бы быть подтверждена, пока не закончены.
Наконец, третью часть «здания науки» составляет так называемое «философское осмысление» ее итогов, которое именуется «научным мировоззрением». Именно тут разрабатываются наукообразные сценарии возможных цепочек событий с целью более или менее правдоподобного объяснения прошлого (например, «теория эволюции», «большой взрыв») и выработки прогнозов будущего.
Философы, некоторые из них являются или когда-то были учеными, препарируют науку в целях ее широкого распространения и формирования в «общественном мнении» так называемой «научной картины мира», а также выработки правительственных решений по поддержке тех или иных научных проектов. Многие исследования не получают поддержки, поскольку их результаты могли бы разрушить сложившуюся систему взглядов. Именно поэтому большое число настоящих ученых с неприязнью относятся к «идеологам науки».
Итак, следует разъяснять учащимся, что и эксперименты и теории сами по себе являются религиозно нейтральными, а противопоставление науки и религии — результат злонамеренной деятельности мощных и влиятельных группировок философствующих идеологов, присвоивших себе полномочия говорить от лица всего научного сообщества.
Апостол Павел также предупреждает верующих «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданиям человеческим, по стихиям мира, а не по Христу» (Послание к Колоссянам, глава 2, стих 8).
В заключение отметим, что обширная информация и библиография по различным вопросам науки в свете Христианства имеется на интернет-сайтах.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http //www.portal-slovo.ru/
«