Творчество и лидерство
Питер Врица (Peter Wrycza)
Пять ключей
В современном мире конкуренции повсеместно ощущается острая нужда в двух важных качествах творчестве и лидерстве. Те организации, которые практикуют более творческие подходы для решения своих проблем, сохраняют свое лидерство в бизнесе. Даже мелкие компании, обладающие предвидением и лидерством для того, чтобы в нужное время выбрать новый курс, могут быстро стать мировыми гигантами. Microsoft и Apple тоже были когда-то мелкими фирмами, теперь же их названия не сходят у нас с языка – в них есть со/четание творчества и лидерства. Тем не менее, такое сочетание встречается весьма редко. Всегда ли так должно быть?
Некоторые люди говорят, что лидерами рождаются, а не становятся», считается также, что творческими способностями, как правом по рождению, наделены лишь немногочисленные счастливцы. Однако творческий потенциал есть у каждого человека, а проявить себя как лидеры в нужный момент могут те, от кого этого ждут меньше всего. Кто бы отважился предсказать, что Лех Валенза станет всемирно известным польским руководителем? Но его готовность отвечать на вызов времени высвободила его исключительные качества лидера. Также как каждый из нас является в чем-то творцом, точно так же каждый – в чем-то лидер.
Творчество и лидерство на о. Бали
(От редактора Питер Врица уже несколько лет живет на о.Бали, женат на коренной жительнице этого острова, и в своем творчестве очень много черпает из местной культуры, обрядов, обычаев и т.д. На Бали перебралась и Энн Энтус. Видимо, что-то есть в этом уголке света, к чему тянутся действительно творческие личности…)
В балийской культуре творчество ценится весьма высоко. Создание предметов красоты – это часть повседневной жизни островитян, работают ли они в поле или по дому. Так, строители зачастую являются музыкантами или резчиками. Многие дети и взрослые прекрасно танцуют, мастерски исполняя классические формы и, кроме того, остроумно импровизируя. Простые люди постоянно создают изысканные подношения для многочисленных церемоний.
Часто такие церемонии организуются в больших масштабах, с привлечением многочисленных семей или целых общин, причем суеты совсем мало, действия настолько слаженны и эффективны, что всё выполняется вовремя. Лидерство осуществляется свободно, посредством комитета, состоящего из людей с организационными талантами и навыками, необходимыми для общего управления мероприятиями. Но эта координационная группа обычно образуется естественным образом из тех, кто на тот момент способен и готов взять на себя ответственность.
Централизованное планирование и администрирование сведено к минимуму, а все задействованные в них люди образуют гибкую и творческую самоорганизующуюся систему, в которой люди, со сходными мыслям и талантами, спонтанно объединяются в подгруппы, для того чтобы делать то, что следует сделать группы женщин готовят подношения и пироги, мужчины занимаются более трудоемкой подготовкой, кто-то приветствует и принимает гостей и т.д. Новички попадают в соответствующую группу, где старшие и более опытные люди передают свои знания и навыки тем, кто менее сведущ.
Балийский способ проведения таких мероприятий отличается тем, что лидерство, по большей части, рассредоточено. Происходящее показывает важность признания того, что лидерство не представляет собой лишь функции номинального лидера, но идеально пронизывает всю систему. Прежде всего, люди отвечают за руководство самими собой, то есть, они естественным образом исполняют свои собственные роли и обязанности – какого-то лишнего руководства или координации им не нужно. Во-вторых, каждая подгруппа и команда выполняют свои задачи и функции должным образом.
Передача лидерских функций и творчество
Многие крупные компании в последние годы стараются внедрить такого рода рассредоточенное лидерство, с целью построения более плоских организаций, в которых команды с перекрестной функциональностью принимают на себя ответственность за быстрое и эффективное ведение конкретных проектов. Передача лидерства предназначена для того, чтобы наделить людей полномочиями, и тем самым высвободить их естественное творчество, столь часто подавляемое традиционными иерархическими структурами.
Из этого видно, что творчество и лидерство тесно связаны друг с другом. Организация и стиль руководства в системе окажет значительный эффект на степень творчества, проявляемого в этой системе. Чтобы творчество расцвело, оно нуждается в свободе. Когда в последние годы существования Советского Союза дочь Карла Роджерса, основателя личностно-ориентированной терапии самовыражения, Натали Роджерс привезла эту систему в Россию, она прекрасно сознавала, что в тогдашнем климате простое стимулирование свободного спонтанного выражения «творческой соединенности», последовательное применение таких видов искусства самовыражения, как движение, рисование, письменные сочинения и т.п., – было революционным шагом. Жесткий авторитаризм и творчество обычно взаимно исключают друг друга.
Естественно, излишняя свобода также враждебна свободе. Слово «анархия», от греческого корня, означавшего «отсутствие правления», теперь стало означать разрушение порядка и превращение его в хаос. Больше всего творчество расцветает там, где есть тонкое равновесие между свободой и управлением. Для лидеров, желающих вскормить в себе творчество, главный вопрос состоит в том, как обрести и сохранять оптимальный баланс, а для этого самим лидерам нужно являть недюжинное творчество.
Три уровня творческого развития
Можно различить три уровня творческого развития у лидеров. На самом простом уровне мы находим, что лидер может применять творческие методы для решения конкретных проблем. Эти методы можно так и обозначить — «творческие». Например лидер может председательствовать во время проведения «мозгового штурма», для того чтобы породить новые идеи по текущему вопросу. Или он может прибегнуть к более неформальным подходам к решению проблем, которые он освоил с детства путем проб и ошибок или, когда решал свои проблемы во время учебы или на работе.
На следующем уровне, стиль или способ работы лидера поражает людей своим творчеством или проявлением чутья. Этот лидер не только может применять и проявлять творчество в конкретных контекстах (обстоятельствах), но и воспринимается как человек, обладающий свежим и созидательным подходом к ситуациям вообще. Способ, с которым этот лидер реагирует на события по мере их наступления, называют творческим. В этом случае, творческая реакция становится трансконтекстуальной.
Наконец, сам лидер воспринимается как творческая личность. Творчество проявляется не только в том, где и чем он действует, не только в том, как он действует, но в самой натуре этого лидера. Такой творческой аурой обладает лидер британского бизнеса и основатель марки «Virgin» Ричард Брэнсон. Его участие в межконтинентальных перелетах на воздушных шарах воспринимается сообразным его личности в целом, а это творческое качество есть нечто такое, чем он старается напитать свои компании – даже в традиционных отраслях, не славящихся творческими нововведениями, таких как железные дороги.
Если же принять, что лидерами-творцами становятся, а не рождаются, мы можем видеть путь развития, на котором будущему лидеру важно освоить набор творческих методов решения проблем, учитывающих системность и везение, дисциплину и свободу. Нарабатывая многочисленные дополнительные формы творческой деятельности, лидер может обнаружить в себе способность к творческому реагированию во множестве разнообразных контекстах, как дома, так и на работе. Таким образом, творчество становится частью бытия этого лидера. Способность Черчилля предложить Британии вдохновенное лидерство в военное время неразрывно с его мастерством писателя или хобби художника-акварельщика.
Развитие творческого лидерства
К счастью, развить творческое лидерство намного проще, чем можно было бы ожидать, потому что и творчество и лидерство имеют в своей основе общую структуру. В частности, они зависят от способности уравновешивать однородные дополнительные качества.
Например и творчеству и лидерству необходима способность проактивности, принятия и сохранения направления, дополненные чувствительностью и тонким восприятием контекста и позволяющие человеку улавливать тенденции, замечать возможности и устанавливать связи.
В таком же духе, творчество и лидерство нуждаются в способности сосредотачивать внимание на какой-то точке, иногда – на точке одержимости или туннельного видения, сохраняя при этом поле восприятия вполне открытым.
И творчество и лидерство требуют способности оставаться вблизи внутренних источников вдохновения и одновременной готовности преобразовать внутреннее озарение в действие.
Благодаря этой схожей базовой структуре становится возможным синергетичное стимулирование развития творчества и лидерства. Развивая творчество, мы можем раскрыть потенциал лидерства, а когда мы работаем с базовыми качествами лидерства, то можем получить более творческий подход к решению проблем. Более того, мы можем ускорить развитие творческого руководства, сосредоточившись на пяти общих элементах.
Во-первых, мы можем развить свою способность быть целеустремленным. И творчество и лидерство требуют этой способности выбирать и выдерживать направление. Это мы можем делать на разных уровнях, поскольку становимся и сосредоточенным, целеустремленным человеком и тем, кто может сконцентрироваться на важных аспектах. Это ключевой элемент для стимулирования творческого разрешения проблем, который также существенно важен для лидера.
Во-вторых, мы можем развить нашу способность к рефлексии. Мы можем уделять время на обдумывание дел, на отдых и на подсоединение к источникам вдохновения внутри нас. Творчество часто возникает из того, что мы даем делам волю идти своим чередом и отдыхаем какое-то время. Лидеру также нужно время на Кэмп Девид (загородная резиденция Президентов США), дачу или что-то в этом роде, чтобы обдумать какие-то вещи и позволить проявиться чему-то новому. Периоды медитации и релаксации жизненно важны и для творчества и для лидерства.
В-третьих, мы можем развить нашу способность вкладывать в дело сердце и душу (способность «отдаться» делу — прим.ред.). Мы можем развить нашу способность полностью посвятить себя делу. Это становится проще по мере того, как мы раскрываем свои способности к самовыражению, к выходу за границы и способности думать свободно и самостоятельно. И лидеру и творцу необходимо высвободить свой разум, размышлять о немыслимом, после чего набраться храбрости осуществить то, что не обязательно будет воспринято с очевидностью и повседневной мудростью. Например, в начале 80-х Маргарет Тэтчер совершила немыслимое и отбросила принцип всех предыдущих правительств лейбористов и консерваторов, что единственным способом движения вперед был грязный компромисс. Также и Тони Блэйр реформировал лейбористскую партию для того, чтобы добиться успеха на выборах, принеся в жертву часть священной идеологии и взяв курс к центру, в то время, когда многие об этом не могли и думать.
В-четвертых, мы можем дополнить нашу способность сосредотачиваться способностью быть «открытым всему полю», быть восприимчивым ко всем течениям вокруг нас. Мы можем научиться выявлять подспудные паттерны (образцы) и связи нашего мира, а также замечать возможности, ресурсы и отношения, которые будут нас поддерживать. Таким образом, мы устанавливаем творческие связи, и наше лидерство все больше и больше потечет в потоке времени, также как оно направляет этот поток. Нашему лидерству свойственно служение в той же мере, в какой ему свойственно правление.
Естественно, при развитии этих четырех полюсов опыта, мы должны найти и точку для оси, точку опоры между различными частями противоположностей. Для этого мы должны обрести центровку и осознание.
В какой-то степени развитие нашей способности чувствовать себя свободно среди противоположностей, то есть умение примирять глубинную связь с внутренним опытом и непринужденную свободу с внешним выражением, естественным образом приведет нас к точке равновесия. Более высокие уровни деятельности потребуют большего центрирования (выравнивания). С другой стороны, обретая в жизни все большую центровку и осознание, мы, естественно, обнаруживаем, что можем удобно дрейфовать между противоположными качествами. Большее центрирование облегчает деятельность на более высоких уровнях.
Развитие способности центрироваться и осознавать, таким образом, не только становится пятым элементом творческого лидерства – но и альфой и омегой, началом и концом нашего развития, как в плане творчества, так и в плане лидерства.
Поскольку и творчество и лидерство имеют некоторую степень исчезновения и таинственности, то работая с их общей глубинной структурой, мы можем стимулировать и то и другое, используя для этого некоторые схожие элементы. Развивая способность сосредотачиваться на результатах, свободно и творчески выражать себя, соединяться с внутренними источниками вдохновения через медитативные практики, раскрывать наши органы чувств и чувствительность, чтобы все внимание направить на поле переживаний, и, прежде всего, укоренять себя в центре этих разнообразных частей; мы можем стать творческими лидерами, которые руководят творчески и творят, находясь на переднем крае своего дела. Но главное, мы будем получать огромное удовольствие от того, что при этом наш потенциал расцветает все быстрее!
«