Проблемный эксперимент с животными как средство гуманизации личности ребенка

Проблемный эксперимент с животными как средство гуманизации личности ребенка
Ю. А. Белоусов, А. В. Соловьева
В настоящее время очень серьезно встала проблема негуманного, потребительского отношения к природе в целом и к животному миру в частности. Отчасти это связано с тем, что большая часть городского населения на протяжении нескольких поколений лишена постоянного непосредственного общения с природой и уже не чувствует себя ее частью, а многие сельские жители перестали соотносить силу своего воздействия на окружающую среду с тем реальным натиском человека, который она в состоянии выдержать. Но в большей степени тому виной недостаток экологического воспитания и пренебрежение к формированию личности ребенка в период его школьного обучения. В связи с этим одной из актуальнейших задач школьного образования на сегодняшний день является воспитание гуманизма у подрастающего поколения. Одним из методом такого воспитания может служить непосредственное общение детей с животными.
Чаще всего знакомство с окружающей средой в рамках программы средней школы осуществляется на уроках биологии. Между тем анализ структуры и содержания учебных планов по биологии показал, что на изучение экологии и этологии в целях экологического воспитания отводится слишком мало времени» [7]. Особенно сильно эта проблема затронула этологию и зоопсихологию. Зачастую, как показали результаты школьных биологических олимпиад, несмотря на явный интерес к поведению животных, даже самые успевающие ученики очень плохо в нем ориентируются. Кроме того, вопросы эти рассматриваются в курсе общей биологии, преподаваемой в 11 классе , что, по сути своей неверно, так как в связи с тем, что «большая часть тех нейрофизиологических свойств, которые характеризуют взрослого человека, складываются в самом юном возрасте» [5], утрачивается весь смысл воспитательной функции таких наук, как этология и зоопсихология. Именно поэтому очень важно учитывать, что процесс формирования личности (в период школьного обучения) особенно активно протекает в начальных и средних классах, где помимо знаний человек обретает те нравственные ценности и жизненные принципы, которые впоследствии могут предопределить как отношения системы человек-природа, так и отношения системы человек-человек. Изучение наук о поведении животных в старших классах неправомерно еще и потому, что во многих школах биология в 11-м классе не входит в число обязательных предметов и в связи с этим ее воспитательное значение практически сводится к нулю.
Господство физиологического подхода в изучении биологии и скудость информации о поведении животных сыграли весьма противоречивую роль животное в глазах школьников стало представляться не иначе как примитивный рефлекторный механизм. По окончании школы многие ученики не имеют представления о том, что чувства и эмоции высших животных в сущности мало отличаются от человеческих (еще Дарвин упоминал об этом).
Между тем, как писал К.Лоренц, «в эмоциональном плане животные гораздо ближе к нам, чем обычно считается» [3]. Что же касается рассудочной деятельности, то на сегодняшний день уже точно известно, что высшим животным, в частности, млекопитающим, свойственны не только поведенческие реакции на уровне ситуации, но и довольно сложные психические процессы [1], такие, например, как обобщение и установление причинно-следственных связей. Об этом свидетельствуют опыты Н.Ладыгиной-Котс, В.Келера, Ло Сенг Цая и многих других ученых [4]. Более того, высокоорганизованным животным присущи интеллект и мышление как высшие формы психической деятельности [2].
Для того, чтобы полнее раскрыть ученикам средней школы эти процессы, мы предлагаем во-первых, ознакомить их с результатами опытов выдающихся ученых-этологов и зоопсихологов в целях популяризации науки и современных ее достижений; во-вторых, учитывая, что «основной элемент любого обучения — мотивация — достижим лишь в условиях использования широкой гаммы обучающих экспериментов, среди которых заслуживает упоминания опыт непосредственного участия школьников в ряде практических видов деятельности» [7], мы рекомендуем к проведению на факультативных (или внеклассных) занятиях ряд гуманных, легко поддающихся воссозданию экспериментов с животными, которые дадут учащимся, помимо навыков бережного обращения с «братьями меньшими», также и представление об их мыслительных способностях.
В качестве одного из таких экспериментов мы можем предложить опробованный нами «тест на смышленость» Ло Сенг Цая [6], очень ярко иллюстрирующий способность животных к абстрактному мышлению.
Объектом для этого эксперимента послужили крысы; выбор испытуемых был обусловлен тем, что
1). Крысы уже много лет живут бок о бок с человеком и в достаточной степени сумели приспособиться к сложным условиям обитания, где постоянно происходит смена окружающей обстановки. Поэтому лабораторные условия являются для крыс биологически адекватными.
2). Морфологическое строение этих животных располагает к развитию больших сенсорных способностей.
3). Крысы — общественные, высокосоциальные животные и, следовательно, обладают прекрасными способностями к научению. (В качестве доказательства можно привести научение путем подражания, а этот способ приобретения элементарных знаний, столь характерный для крыс [4], свойственен только высокоорганизованным животным).
4). Кроме того, крысы очень неприхотливы в содержании и легко приручаются, что делает их весьма привлекательными в качестве обитателей школьных живых уголков.
Главной целью при проведении эксперимента предполагалось установить, сможет ли крыса самостоятельно решить поставленную перед ней задачу нахождения пути к пищевой приманке, требующую от животного отражения причинно-следственной отношений в ходе его деятельности, то есть крыса должна установить связь между собственными действиями и их последствиями, приводящими к изменению окружающей обстановки в положительную или отрицательную для удовлетворения потребности животного сторону, и в дальнейшем целенаправленно воспроизводить только те движения, которые приводят к решению задачи.
Методы В опыте использовался один из вариантов проблемной ситуации, основанной на методике американского зоопсихолога Ло Сенг Цая, названной «тестами на смышленость». Суть его заключается в том, что животное, находясь в экспериментальной ситуации, должно научиться тому, на что нужно воздействовать и как именно это делать, чтобы решить поставленную перед ним задачу [2].
Используемая в опыте экспериментальная установка имеет общую высоту 1м и состоит из трех полок различных размеров, расположенных одна над другой (с таким расчетом, чтобы крыса не могла переместиться с одной полки на другую без помощи специальной лестницы) и закрепленных в этом положении двумя вертикальными стойками. Размеры полок нижняя 50х33 см, средняя 33х18 см, верхняя 18х10 см. Расстояние от нижней до средней полки 35 см, от средней до верхней 38 см. Помимо полок конструкция снабжена (как упоминалось выше) легкой лестницей (длина которой 40 см), приводимой в движение при помощи тонкой веревки, толщиной приблизительно 1 мм. Веревка, закрепленная одним своим концом на лестнице, продевается сквозь железную петлю на верхней полке, перекидывается через блок над верхней полкой (который находится на высоте 20 см от нее). Затем веревка спускается вниз, сначала через отверстие в верхней, а затем в нижней полке, где ко второму, свободному ее концу подвешивается груз в противовес к лестнице.
Кроме того, на всех полках имеются фиксирующие лестницу устройства а) Горизонтальные планки на нижней и средней полках, равные по длине ширине лестницы, препятствующие соскальзыванию последней вниз. б) Металлические крепежные устройства на второй (средней) полке, расстояние между которыми чуть превышает ширину лестницы и не позволяет ей смещаться в сторону. в) Железные петля и крючок на верхней полке, не дающие лестнице опрокидываться назад. Перед началом эксперимента (а он обязательно должен проводиться в знакомом для крысы помещении, иначе возможна неадекватная реакция со стороны животного) лестница устанавливается между нижней и средней полками так, чтобы ее нижний конец находился между двумя деревянными планками-фиксаторами.
План проведения опыта
1). После подготовки экспериментальной установки на нижнюю полку выпускается крыса (К) и ей дается некоторое время (5-10 мин) для ознакомления с новой обстановкой.
2). Затем в присутствии животного на верхнюю полку помещают корм, причем так, чтобы это не осталось для К незамеченным.
3). Предположительно, животное, стремясь достать корм, взбирается по лестнице на среднюю полку, и далее его действия будут разворачиваться по следующей схеме
А). Активное исследование окружающей обстановки.
Б). Случайное наталкивание на нужный предмет (перекинутую через блок тонкую веревку, приводящую лестницу в движение)
В). Выделение этого предмета из окружающей обстановки (вследствие податливости веревки и следующего одновременно с этим поднятия лестницы).
Г). Интенсивное воздействие на этот предмет (подтягивание веревки).
Д). Решение задачи, вследствие действий, направленных на определенный элемент окружающей обстановки. (Получение доступа к корму).
Примечания Подразумевается, что действия К будут основаны на пищевой мотивации, поэтому животное перед началом эксперимента должно испытывать голод.
Все действия животного фиксируются методом сплошного протоколирования и фотосъемки.
Результаты проведенного нами эксперимента
1). Животное (крыса самец-К) в течение нескольких первых минут проявило неофобию, что выражалось в настороженных движениях, быстрых резких перебежках мелким стелющимся шагом с последующим замиранием на месте.
2). По прошествии 6 минут животное, постепенно освоившись, начало активное исследование окружающей обстановки (ориентировочные стойки, разглядывание предметов и ощупывание их вибриссами). Этап длился 4 минуты.
3). После того, как при животном, находившемся около одной из стоек на нижней полке, на верхнюю был помещен корм, произошло следующее К, проследив взглядом за рукой экспериментатора с кормом, сделал несколько ориентировочных стоек, одновременно с этим принюхиваясь. (На эти действия животным было затрачено 2 секунды).
4). Затем немедленно последовал по направлению к лестнице, по которой тотчас же забрался на среднюю полку (10 сек).
5). Оказавшись на средней полке, К пытался взобраться на верхнюю, что ему никак не удавалось. Карабкание по отвесной стене (стойке) не привело к желаемому результату, и, когда К, в процессе активного исследования окружающей обстановки 6), натолкнулся на веревку, то, крепко ухватив ее передними лапами и помогая себе зубами, с силой потянул ее (пытаясь, по-видимому, использовать в качестве дополнительной опоры), обнаружив тем самым податливость веревки, однако находясь в этот момент спиной к лестнице, К не сразу заметил ее продвижение (5-й этап — 5 мин, 6-й — 4 сек).
7). Последнее он обнаружил уже потом, в процессе дальнейшего исследования средней полки (2 мин).
8) Как только это произошло (9), К вновь вернулся к веревке и стал тянуть ее. На этот раз он стоял к лестнице не спиной, а боком и имел возможность наблюдать за изменением ее местоположения. (8-й этап — 2 сек, 9-й — 6 сек).
10). Когда лестница едва коснулась верхней полки, К бросил веревку и сразу направился к тому краю полки, где находилась лестница (2 сек).
11). После чего им была сделана попытка взобраться по ней на верхнюю полку. Но, поскольку лестница не была зафиксирована (для этого ее надо было натягивать до упора), попытка не увенчалась успехом — не успел К полностью поместиться на лестнице, как та уже опускалась под тяжестью его тела. (10 сек).
12). К, несмотря на то, что потерпел неудачу, быстро (2 сек) возвратился к веревке и, временами посматривая на лестницу, тянул ее, теперь уже до упора (3 сек).
13). Когда лестница вновь встала на место, К предпринял еще одну попытку ею воспользоваться. Поскольку на сей раз лестница была закреплена, эта попытка ему удалась. (3 сек). Не прошло и минуты (2-3 сек), как К уже сидел на верхней полке и поедал корм.
Итак, за 17 минут животное самостоятельно научилось подтягивать лестницу с помощью тонкой веревки и тем самым обеспечивать себе беспрепятственный доступ на верхнюю полку, где находился корм.
Вывод В ходе эксперимента выявлена способность крыс к установлению причинно-следственных связей, что еще раз подтверждает присутствие интеллектуального элемента в их поведении.
Список литературы
[1] Акимушкин И. Вопросы этологии. М., 1987. С. 5.
[2] Котенкова Е.В., Мешкова Н.Н., Шутова М.И. О крысах и мышах. М., 1989. С.35.
[3] Лоренц К. Год серого гуся. М., 1984. С.31.
[4] Мешкова Н.Н. Шутова М.И. Особенности психической деятельности серой крысы. АН СССР, ИЭМЭЖ. Новые материалы по биологии серой крысы, М., 1990. С.65.
[5] Париж, ЮНЕСКО, 1974. Годовой отчет //Охрана окружающей среды проблемы просвещения, М., 1983. С. 131.
[6] Тинберген Н. Поведение животных. М., 1985. С. 138-139.
[7] Эйхлер Артуро Просвещение в области окружающей среды в средней школе //Охрана окружающей среды проблемы просвещения. М., 1983. С. 159.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http //www.yspu.yar.ru

«