Радиоактивное загрязнение Челябинской области
Радиоактивное загрязнение Челябинской области
Радиоактивное загрязнение Челябинской области
На Азиатской территории России имеется несколько зон, загрязненных в результате имевших место ранее радиационных аварий на предприятиях ядерного топливного цикла районы, примыкающие к ПО Маяк»; Восточно-Уральский «стронциевый» радиоактивный след, образовавшийся в 1957 г. в результате аварии на этом предприятии.
В результате деятельности ПО «Маяк» до сих пор на пойменных участках вдоль р. Теча регистрируются повышенные уровни мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, на отдельных участках превышающие 1000 мкР/ч, и повышенные концентрации 137Cs, 90Sr и 239Pu. Загрязнение 137Cs почвы пойменных участков с уровнями до 1 Ки/км2 прослеживается вплоть до устья реки. Общее количество депонированного в пойме р. Течи 137Cs оценивается величиной (3,1–6,3)•103 Ки, 90Sr — (2,1–5,1)•103 Ки.
Результаты расчета индивидуальной эффективной дозы облучения показывают, что в населенных пунктах зоны наблюдения ее значение изменяется от 17 до 29 мбэр/год и находится на уровне прошлых лет. Среднегодовая эквивалентная доза облучения всего тела для жителей, проживающих в радиусе до 30 км от предприятия, составляет 0,05–0,1 мЗв, что существенно ниже допустимого уровня, но в десятки раз превышает уровень облучения контрольной группы населения, проживающей на расстоянии 150 км. Критическими радионуклидами, формирующими дозовые нагрузки, являются 90Sr и 239Pu. Продолжается поступление 90Sr в р. Теча по правобережному каналу и фильтрационному выпуску. Особо опасным является водоем с миграцией загрязненных радионуклидами подземных вод. В зоне наблюдения предприятия повышены уровни накопления в почве 90Sr, 137Cs, 239Pu. Население, проживающее вблизи предприятия, получает с продуктами питания в 2–3 раза больше 90Sr и 137Cs в сравнении с контрольными пунктами.
Леса различных ведомств на радиационно неблагополучной территории в Уральском регионе, загрязненной в результате деятельности ПО «Маяк», занимают 647,0 тыс. га, в том числе 424,1 тыс. га — в Челябинской, 183,5 тыс. га — в Свердловской и 39,4 тыс. га – в Курганской областях. В условиях загрязнения природных экосистем долгоживущими радионуклидами осуществляют свою деятельность 18 лесхозов данного региона.
Обстановка в районах размещения предприятий атомной промышленности и энергетики, по данным промышленно-санитарного надзора Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, в основном удовлетворительная. Дозовые нагрузки на население за счет техногенных выбросов и сбросов составляют менее 10% от допустимых значений НРБ-96.
Предприятия атомной промышленности и энергетики имеют дело с производством, применением, хранением, транспортировкой и захоронением радиоактивных веществ, что предъявляет особые требования к обеспечению радиационной безопасности. Среди предприятий ядерно-оружейного комплекса имеются особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, среди которых — институты-разработчики ядерных боеприпасов с опытным производством и предприятия, занимающиеся серийным производством и утилизацией ядерных боеприпасов. Потенциальная экологическая опасность предприятий этой группы обусловлена наличием взрывчатых химических веществ и радиоактивных (в том числе делящихся) материалов.
Суммарные выбросы радионуклидов в атмосферу на предприятиях Минатома России ниже действующих нормативов. Водопотребление на предприятиях составляет около 40 млн. м3/год, более 85% использованной воды сбрасывается в поверхностные водоемы, при этом сброс радионуклидов — урана и трития — не превышает установленные нормативы.
В результате предшествующей деятельности предприятий по производству ядерных материалов, радиоактивными веществами загрязнены территории на 22 предприятиях отрасли, расположенных в 15 регионах России (табл. 1). Общая площадь загрязненных земель и водоемов по состоянию на 1 января 1998 г. составляет 170 тыс. га. На предприятиях ядерно-химического производства, ядерного оружейного комплекса, в научно-исследовательских институтах загрязнение определяется в основном радионуклидами цезия, стронция, плутония; на предприятиях по добыче и переработке руд, производству ядерного топлива — урана, тория, радия.
Таблица 1
Загрязненные радионуклидами территории предприятий Минатома России, 1997 г.
Предприятие
Регион
Площадь, га
Производственное объединение «Маяк»
Челябинская область
168000
Сибирский химический комбинат
Томская область
1039
АО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение»(АО ППГХО)
Читинская область
842
Горно-химический комбинат
Kрасноярский край
442
Лермонтовское государственное предприятие «Алмаз»
Ставропольский край
134
АО «Чепецкий механический завод»
Kировская область
135
АО «Kирово-Чепецкий химический комбинат»
Kировская область
70
ГНЦ РФ «НИИ атомных реакторов»
Ульяновская область
38
АО «Машиностроительный завод»
Московская область
26
За последние годы в Челябинской области резко возросло количество онкологических заболеваний, а в ближайших к ПО «Маяк» селениях каждый третий житель имеет заболевание щитовидной железы. По прогнозам врачей, к 2020 году у местного населения могут начаться хромосомные изменения, которые неминуемо приведут к мутации новорожденных. Реальные масштабы взрыва на заводе по переработке радиоактивных отходов в 1957 году оценить невозможно, поскольку информация о работе предприятия засекречена, отметил президент Центра экологической политики России Алексей Яблоков на пресс-конференции, организованной в связи с 45-й годовщиной аварии на «Маяке». Слив радиоактивных отходов в озеро Карачай превратил его в болото. Когда заболеваемость среди атомщиков приняла угрожающий характер, озеро завалили бетонными блоками. Отходы перешли в почвенные воды и воздействуют на всю экосистему региона. Уже сейчас уровень радиации в водозаборной реке Мишляк превышает норму в 15 раз. Предприятие до сих пор продолжает сливать отходы в каскад водоемов реки Течь. Несмотря на решение федеральных властей, переселение жителей района затягивается — нет средств. Без экологической экспертизы была насыпана плотина, которую весной едва не размыло. Возможна глобальная экологическая катастрофа «Тонны радиоактивных отходов омоют Урал и попадут в Северный Ледовитый океан». Ситуация осложняется тем, что «Маяк» принимает на переработку и хранение отработавшее ядерное топливо из Болгарии и Украины — по данным группы «Экозащита!», более 100 тыс. тонн.
О смертельно опасной зоне на Южном Урале пишет сегодня русский «Ньюсвик». Корреспондент издания побывал в местах, где прошел Восточно-Уральский след после аварии на комбинате «Маяк».
Зона, где радиационный фон превышает нормы в десятки, а иногда и в сотни раз, находится всего в полутора часах езды от Челябинска по Свердловскому тракту. После взрыва общая площадь территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, составила 23 000 кв.километров. По официальным данным, за три года из зараженной зоны отселили 10 тысяч человек. Однако, в пяти деревнях на берегу реки Теча продолжают жить люди, став объектами исследования ученых.
Лидия ПАНФИЛОВА
— Если бы жители Муслюмово хотели знать правду о себе, то они бы ее здесь услышали. Но вряд ли эта правда пришлась бы им по душе. Информацию о снижении радиоактивной опасности часть этих людей расценила бы как попытку лишить их социальных привилегий. Я не имею права упрекать муслюмовцев, хорошо понимая, что сохранение льгот для них — единственная попытка выйти из тяжелого социально-экономического положения. Но для меня естественнее другое человеческое стремление стремление быть здоровым, знать, что радиация не оказала на тебя опасного влияния, что твои дети не будут болеть. К сожалению, государство формирует в людях другую психологию пусть я облучен, но зато имею право на льготы. Сегодня в нашем обществе уже 129 категорий льготников!
Я думаю, очень важно объяснить людям, проживающем в Муслюмово, что не нужно им никуда уезжать. Если даже они получили дозу облучения, то, куда бы они ни уехали, эта доза останется с ними. А вот ситуация вокруг резко ухудшится. Надо будет менять уклад жизни, искать работу, устраивать детей в садик… Другой довод в том, что основная доля вреда, связанного с радиацией, в прошлом. Сейчас воду из Течи уже можно пить. Так стоит ли сниматься с насиженного места? Это мнение не только российских экспертов, которых жители Муслюмово нередко упрекают в необъективности, но и ученых с американской стороны. Руководитель американской группы научного рецензирования профессор школы гигиены и здравоохранения имени Дж. Хопкинса Джонатан Самет заявил, что встреча в Челябинске, позволившая подробно познакомиться с ситуацией на месте и конкретными исполнителями проектов, внесла больше ясности в решение проблемы радиоактивного загрязнения, чем аналогичные встречи, проходившие в Москве и Санкт-Петербурге. В заключение г-н Самет высказал пожелание, что сферы сотрудничества ученых будут расширяться, а акценты в работе переместятся из столицы на Южный Урал.
«