Рейдерство

Рейдерство

Введение
В настоящее время мы стали свидетелями наступления новейшего этапа передела собственности во всех отраслях промышленности, на рынке недвижимости. Анализ информации, поступающей из СМИ, от граждан и руководителей различного рода организаций, позволяет с полной уверенностью сказать об определенно процентом соотношении незаконного передела.
Передел собственности, заключающийся в перераспределении капитала, своеобразный оздоравливающий фактор для экономики страны, обусловленный так называемым влиянием свежей крови в производство, в реформирование отраслей. Вместе с тем несовершенство законодательства позволяет осуществлять недружественные поглощения предприятий, цель которых вовсе не развитие какой-либо структуры, а получение в собственность крупных строений и завладение земельных участков путем относительно небольших затрат.
Захваты предприятий в России процветали целое десятилетие, однако широко эта тема стала обсуждаться лишь в конце 1990-х гг. С тех пор российский рейд процветает. Так, в 2005 г. в производстве только Следственного комитета МВД находилось 346 уголовных дел, связанных с незаконными слияниями и поглощениями. Объем захваченных активов только по этим делам составил 120 млрд руб. Проблема рейдерства остается актуальной, и случаи захвата предприятий имеют место по всей России. В Москве ежегодно возбуждается около 20 уголовных дел против “черных рейдеров”. И это лишь надводная часть айсберга – общее количество таких “войн” исчисляется тысячами. Доходы от рейдерства во много раз превосходят доходы от продажи наркотиков. Потратив один миллион на корпоративный захват успешной компании, рейдер получает до 40 миллионов прибыли.
В России рейдерам действительно весьма вольготно живется. Одна из причин вольготной жизни российских рейдеров – высокая степень криминализации бизнеса.
Главная причина расцвета рейдерства – полная “зараженность” российской власти коррупции. В 75% случаев в “черном” рейде участвуют представители власти. В практику вошел шантаж собственников и бизнеса со стороны государственных структур. Правоохранительные органы зачастую рассматривают корпоративные конфликты как сферу своих интересов. Госструктуры шантажируют собственников и менеджмент компаний.
Примером такого союза – ситуация в области ареста и продажи конфискованного товара, принадлежащего захватываемой компании. Рейдеры и правоохранители действуют на взаимовыгодных условиях. Первые ослабляют компанию, вторые арестовывают имущество; и через 3 дня это имущество уже реализовано в десятки раз меньше его стоимости. Если не залатать дырки в законодательстве, десятки и сотни миллиардов долларов будут разворовываться. Любой вид имущества, попадающий чиновникам, продается через афилированные структуры по стоимости, заниженной в десятки раз.
В России наблюдается поразительное равнодушие к такому разрушительному явлению, как незаконный захват предприятий. К примеру, в Англии проявилось всего два случая недружественного захвата предприятий, после этого Палата общин в течение месяца приняла необходимый закон, а еще через дне недели Палата лордов его утвердила, увидев опасность развала производственного сектора своей страны, и поэтому немедленно были предприняты превентивные меры.
В России от факта обнаружения проблемы до принятия по ней решения проходят годы. Правоохранительные органы не знают, что предпринимать в такой ситуации.
Мы сейчас переживаем такой период развития отношений, когда необходимо быть юридически грамотным, подкованным и находить средства защиты своего бизнеса.

Механизмы захвата предприятий
Далеко не всякий рейд носит незаконный характер. Рейдерство может быть “белым”, когда агрессоры действуют исключительно экономическими методами, оставаясь в правовом поле. Эксперты считают, что бороться с белым рейдом бессмысленно – он законен, это часть конкурентного противостояния.
Стремясь захватить предприятие, “белые” рейдеры идут на различные вполне законные уловки, например, присмотрев одно сибирское предприятие – единственный на весь район жироперерабатывающий комбинат, они скупили все молоко в округе. Комбинат лишился сырья, влез в долги и стал их легкой добычей.
Главные враги экономики – “черные” рейдеры. Основные их инструменты использование коррумпированных чиновников; подделка документов; подделка решения суда вынесенного в другом регионе, желательно максимально удаленном с максимальной разницей во времени.
Одним из способов такого захвата является юридическое блокирование пакета акций. Его суть – в наложении через суд ареста на право голосования акциями. Как правило, такое решение получают путём подкупа судьи или предоставления подложных документов. Его суть в том, что захватчики блокируют пакет акционера, причём с расчётом, что бы при проведении общего собрания собирался кворум. Это приводит к уменьшению доли собственников предприятия и может позволить рейдерам принять нужные решения. Разновидность этого способа – физическая блокировка акций. Достигается она простыми, но действенными мерами например, по «нелепой случайности» акционеру неправильно сообщают место проведения собрания, по пути его может задержать работник ГАИ, он может попасть в аварию, или застрять в лифте. В отдельных случаях, акционера могут просто физически не допустить на собрание.
Следующий способ отличается откровенным беззаконием, однако, вследствие пороков законодательства он весьма эффективен и часто применяется. Это манипуляции с реестром акционеров. Этот способ основан на том, что, доли акционеров определяются записью в реестре акционеров. Отсюда напрашивается вывод, что можно не покупать акции, а просто изменить реестр, увеличить свою долю акций и на «законном» основании принять решение о продаже активов. Такая подмена осуществляется довольно просто. Мошенники приходят в налоговую инспекцию с “липовым” протоколом о якобы прошедшем заседание акционеров, на котором было принято решение об изменении в составе руководства. По сколько на сегодняшний день налоговые инспекции не наделены правом проверять достоверность представляемой им информации, они регистрируют “липовые” документы. Затем в сопровождении многочисленных вооруженных людей в униформе преступники приходят в здание компании и нередко силой выгоняют ничего не понимающее руководство фирмы и ее сотрудников. И пока руководство компании обратится с иском в суд, пройдет достаточно времени, чтобы мошенники успели распродать имущество предприятия и бесследно исчезнуть.
Я рассказал об основных способах захвата предприятий. Это перечень далеко не исчерпывающий. Рабочих способов захвата в несколько раз больше. Вообще, разнообразие схем захвата ограничено лишь фантазией рейдера. При этом все перечисленные способы, как правило не используются по отдельности, а комбинируются.
Защита от недружественного поглощения
Недружественный захват, как правило, происходит внезапно и защититься от него практически невозможно. Подчас, криминальный захват – это подделка документов, подписей, в том числе внесение изменений в реестр акционеров, в ЕГРЮЛ, с последующей максимально быстрой продажей имущества организации или хищением денежных средств со счета.
Еженедельное получение выписки из Реестра прав на недвижимое имущество и ЕГРЮЛ поможет организации, получившей сведения о захвате, вовремя заморозить счет или спасти имущество. Еще более действенная мера – налаживание личных контактов, в том числе в налоговом органе, правоохранительных органах, чтобы предотвратить внесение изменений в реестр юридических лиц, а также обращение в правоохранительные органы с заявлением о возможных махинациях с реестром.
Стратегические методы защиты
Наиболее эффективным и часто практически непреодолимым средством защиты компании от враждебного поглощения является комбинация эффективного эшелонированного совета директоров и “отравленной пилюли”
В уставе корпорации можно указать, что совет директоров является эшелонированным (ступенчатым). Это означает, что он состоит из нескольких групп, обычно трех. Согласно уставу каждый год можно провести перевыборы только одной группы. Эшелонированный совет директоров – важная часть современных корпораций в развитых странах.
Члены ступенчатого совета директоров группируются по классам. Как правило, в компании три таких класса. Только один из них акционеры перевыбирают на своем годовом собрании. При враждебном поглощении для получения большинства в совете директоров агрессору понадобиться ждать как минимум два очередных (ежегодных) собрания акционеров, т.е. поглощение затянется на два года.
Эшелонированный совет директоров называется эффективным, если выполняются три условия должно быть не менее трех классов директоров; в уставе корпорации должен быть закреплен запрет смещать директоров без причины; акционеры не должны иметь права увеличивать размер совета директоров и заполнять образовавшиеся вакансии новыми директорами (это тоже прописывается в уставе)
“Отправленной пилюлей” называются ценные бумаги, которые дают их держателям особые “права”, если фирма подвергнется попытке враждебного поглощения.
Обычно “Отправленная пилюля” выдается акционерам как специальный дивиденд в форме варранта. Он представляет собой ценную бумагу, дающую право на приобретение дополнительных обыкновенных акций фирмы по заранее оговоренной цене или же со скидкой 50-75% от рыночной цены на момент агрессии. Причем это право акционеры смогут реализовать только при наступлении конкретных условий, сигнализирующих о начале враждебного поглощения. Указанные условия должны быть прописаны в уставе корпорации.
Отдельно взятые “отравленные пилюли” и эшелонированный совет директоров являются сильными, но вполне преодолимые средствами защиты.
“Пилюли” делают враждебную скупку акций бессмысленной и невозможной. Однако в этом случае агрессор может организовать общее собрание акционеров для избрания нового совета директоров компании-цели, он сможет отменить “пилюли” и завершить враждебное поглощение.
При комбинации двух методов “пилюля” блокирует скупку акций компании, а эшелонированный совет директоров делает обязательным для агрессора выиграть два голосования подряд на акционерных собраниях для получения большинства в совете директоров и отмены “пилюли”. То есть процесс установления враждебного контроля над корпорацией может затянуться по меньшей мере на два года. Это значительно увеличивает финансовые риски для потенциального агрессора.
Хотя при криминальном захвате нельзя быть уверенным, что эти меры могут оказаться действенными, так как иногда все происходит за одни день. Главное вовремя привлечь правоохранительные органы, известить регистрационные органы и банк о том, что происходит с компанией, и защитить имущество.

Заключение
Бороться с криминальными проявлениями в ходе корпоративных войн не просто. Причин тому много. Высокая коррумпированность органов власти, несовершенство законодательной базы и высочайшая рентабельность данного вида деятельности. И пока существуют соблазны такого рода извлечения прибылей, излишне пропагандировать пути к цивилизованному рынку. Пока государством не будут решены совершенно определенные задачи, никакие профессиональные механизмы, реализуемые добровольно бизнесом, на практике эффективными не будут.